Общество ждет и надеется...
В. Г. Короленко
Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого. Вместе с тем духовная жизнь Чехова исполнена внутренней напряженности и силы. То, что он стал одним из самых великих писателей России и всего мира, не просто счастливая случайность, но результат непрерывной работы мысли, беспокойных поисков истины, неуклонной воли к художественной правде.
На его пути стояло много испытаний и преград. В преодолении их писатель проявил редкую выдержку, твердость и независимость духа, то "самостоянье человека", о котором писал Пушкин, любимый поэт Чехова. Мещанский таганрогский быт, безденежье, мелкие требования юмо ристической прессы 80-х годов, все более грозные симптомы прогрессирующей болезни, непонимание критики — всему этому противостояли воля Чехова, его спокойное и мужественное терпение, нелюбовь к жалобам и причитаниям, умение отшутиться в любых о
Но, пожалуй, самый большой подвиг воли Чехова — его литературный труд, в полном смысле слова самоотверженный. Еще в Таганроге 18-летним юношей он начал писать свою первую пьесу "Безотцовщина" и проявил в работе над ней редкое упорство. Эта работа заняла у него несколько лет. Еще большую целеустремленность и настойчивость обнаружил Чехов, трудясь над своей последней пьесой — "Вишневый сад". Неизлечимая болезнь отнимала у него последние силы, но он в неимоверном напряжении завершил свое гениальное произведение.
Чехову приходилось делить свои силы между занятиями медициной и литературой, но в конце концов писательство стало для него главным и безраздельным делом жизни. До суровости требовательный к себе, никогда не обольщавшийся самим собой, он все время возвращался к ранее написанным произведениям, придирчиво редактировал их.
На рубеже веков в издательстве А.Ф.Маркса вышли сочинения Чехова в десяти томах. Для этого издания он заново перечитывал свои рассказы, повести и пьесы, вносил поправки, сокращения, а то и заново переделывал текст.
Чехов — один из самых взыскательных художников слова, каких знала литература.