Сочинения по литературеЧуковский К.И.«Перевертыши» в сказках Чуковского

«Перевертыши» в сказках Чуковского

В сказке «Чудо-дерево» ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти «листочки и цветочки», а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут «чулки да башмаки, словно яблоки». Перевертыши «живут» и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало «Тараканища»:

* Ехали медведи

* На велосипеде.

* А за ними кот

* Задом наперед.

* А за ним комарики

* На воздушном шарике.

* А за ними раки

* На хромой собаке…

К малым жанрам в творчестве К. И. Чуковского относятся также загадки, прибаутки.

Загадки совершенны по форме, они легко запоминаются, содержат, как правило, интересный познавательный материал. Например:

* Паровоз

* Без колес!

* Вот так чудо-паровоз!

* Не с ума ли он сошел —

* Прямо по морю пошел!

* Или:

* Растет она вниз головою,

* Не летом растет, а зимою.

* Но солнце ее припечет

* Заплачет она и умрет.

* Художественные

Более сорока лет дети зачитываются сказками К. И. Чуковского и секрет его сказок закключается не только в богатстве содержания, в силе воспитательного воздействия, но и в совершенстве художественной формы этих произведений. К. И. Чуковский, говоря о мастерстве Н. А. Некрасова, отмечал его умение живописать словом, делать поэтические образы рельефными, зримыми. Это, прежде всего, отличает и его поэзию для детей. Дети «видят» своих героев, «видят» их поступки, действия. Многие описания — это своего рода поэтические рисунки:

* А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа.

* («Тараканище».)

* И вот по горам, по долинам

* Мишка шагает павлином,

* И блестит у него за спиной

* Золотой-золотой,

* Расписной,

* Синий-синий

* Павлиний

* Хвост.

* («Топтыгин и Лиса».)

* Но вот из-за Нила

* Горилла идет,

* Горилла идет, Крокодила веде

т.

* («Бармалей».)

Создавая сказки, Чуковский был одновременно и своеобразным их иллюстратором. Так, он советовал к сказке «Тараканище» дать 28 рисунков, к «Мойдодыру» — 53. К. И. Чуковский был глубоко убежден в том, что поэт должен мыслить рисунками. Действие сказок всегда динамично, стремительно. Это достигается особой компоновкой событий, отсутствием длиннот. В развитии сюжета экспозиция, как правило, отсутствует:

* Ехали медведи

* На велосипеде…

* («Тараканище».)

* Одеяло убежало,

* Улетела простыня…

* («Мойдодыр».)

* «Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?»

* «Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь?

* Бедный я, несчастный Сирота,

* Я на свет родился Без хвоста!»

* («Топтыгин и Лиса».)

Часто последовательность повествования нарушается необычным поворотом в развитии сюжета: едут медведи, комарики, раки — ничто не предвещает беды.

* Вдруг из подворотни

* Страшный великан,

* Рыжий и усатый Та-ра-кан!

* Таракан, Таракан, Тараканище!

* Он рычит, и кричит,

* И усами шевелит:

* «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!»

И действие начинает сразу «набирать высоту», возрастают драматизм, накал борьбы… Затем светлая концовка: добро побеждает зло, радость, ликование… Поскольку, как неоднократно подчеркивал К. И. Чуковский, ребенок любит движение, борьбу, действие, естественно, особая смысловая нагрузка в стихотворной строке падает на глаголы. Именно глагол «движет» действие:

* Тут и мыло подскочило

* И вцепилось в волоса,

* И юлило, и мылило,

* И кусало, как оса!

* («Мойдодыр».)

* Муха криком кричит, Надрывается,

* А злодей молчит, Ухмыляется.

* («Муха-Цокотуха».)

* Но вот по болотам огромный

* Идет и ревет бегемот,

* Он идет, он идет по болотам

* И громко и грозно ревет.

* («Бармалей».)

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: «Перевертыши» в сказках Чуковского

Слов:756
Символов:4296
Размер:8.39 Кб.