Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке «Тараканище» кот едет «задом наперед», «жаба — на метле», а слониха так расплясалась, «что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала», в «Приключениях Бибигона» герой «в паутине бьется» и «прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком». Широко привлекает Чуковский и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «комарики», «трамвайчики», «кусточки», «таракашечка», «букашечки» и т. д. Движение стиха создается и его особой ритмической организацией. Чуковский отдает предпочтение хорею:
* Добрый доктор Айболит!
* Он под деревом сидит…
* («Доктор Айболит».)
* Рады зайчики и белочки,
* Рады мальчики и девочки…
* («Краденое солнце».)
* Парная рифма также является почти постоянной в стихах:
* И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»
* («Доктор Айболит».)
* Восемнадцать воронят
* На несчастного глядят,
* Ухмыляются, а сами
* Знай долбят его носами…
* («Приключения Бибигона».)
Напевность, плясовые ритмы естественно «входят» в художественную ткань сказок:
* Тара-ра, тара-ра,
* Заплясала мошкара.
* Муха замуж идее
* За лихого, удалого
* Молодого Комара!
* («Муха-Цокотуха».)
Привлекает детей и игра звуков — звукоподражание:
* И такая дребедень
* Целый день:
* Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень!
* («Телефон».)
* И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
* («Федорино горе».)
Часто аллитерации помогают «нарисовать» зрительный образ явления или предмета:
* И сейчас же щетки, щетки
* Затрещали, как трещотки…
* («Мойдодыр».)
* Сапоги скрипят, Каблуки стучат…
* («Муха-Цокотуха».)
Иногда поэт включает в сказку и своеобразное «обыгрывание» слов:
* Жила-была мышка Мауси
* И вдруг увидала Котауси.
* У Котауси злые глазауси
* И злые-презлые зубауси.
* («Котауси и Мауси».)
Таковы некоторые, наиболее характерные особенности сказок К. И. Чуковского. Этот своеобразный поэтический мир, созданный по особым законам творчества, в обобщенной, иногда несколько условной форме отражая действительность, решал целый ряд воспитательных и познавательных задач. Чуковский-художник и Чуковский-педагог неотделимы.