Любовь - священный дар. Это одно из тех чувств, которому писатели и поэты посвящают большинство своих произведений. Каждый в ней видит что-то свое: кто спасительную силу, кто - губительную; кто превозносит ее, а кто - принижает, делая пошлой и низкой. Видимо каждый человек, исходя из собственного удачного или неудачного опыта, и строит в дальнейшем некую конструкцию, называемую любовью. Но ведь она многогранна, необъятна и в принципе непостижима! Даже сейчас, живя в XXI веке - так называемом веке прогресса разума и техники, - мы не можем найти ответ на вопрос что это? откуда берется это чувство, а самое главное - как заглушить боль, которую она оставляет после себя.
Рубеж в истории России между 19 и 20 веком ознаменовался многими историческими событиями. Здесь и изменения в политической жизни страны, и в экономике, и в социально-культурной сфере. После более чем 60-летнего господства "золотого века" в литературе, ему на смену приходит новый - "серебряный век". Открывала этот рубеж такая замечательная плеяда писателей как А. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев, Б. Пастернак и другие. В литературе возникали и новые, ранее не существовавшие течения. Например такие как, символизм, футуризм и акмеизм. Символизм, как литературное течение, возник в конце 80 - начале 90-х годов 19 века. Это новое направление вобрало в себя идеалистическую концепцию двоемирия, а также художественное творчество зарубежных поэтов-символистов. В основе символизма лежали три незыблемых элемента: мистическое содержание, символичные образы и идея параллельного сосуществования двух миров. Под символом следует понимать поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления. Очень часто поэты-символисты посредством символа передавали свои индивидуальные представления о том или ином событии.
Одним из наиболее известных и часто цитируемых поэтов-символистов является Александр Александрович Блок. Его имя очень часто связывают с революцией 1917 года, с советской Россией. Но это мнение довольно-таки ошибочно.Немалое количество своих произведений он посвятил ей - любви, а точнее в стихах о любви воспел образ Прекрасной Дамы - той, что неподвластна времени и окутана тайной.
В своей ранней лирике поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Сам образ очень символичен: с одной стороны, это и собирательный образ женщины, с другой - это высшее идеальное начало. В то же время это и земная женщина - Любовь Менделеева, в которую был влюблен поэт. Красота, гармония и неразгаданная тайна - все это сочетает в себе Прекрасная Дама.
А. Блок живет ожиданием и предчувствием ее появления, но в тоже время испытывает и страх: а вдруг не придет? вдруг это все мои мечты?:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Окунаясь в мир грез и мечты, автор не забывает и о реальности, приземленной жизни. В стихотворении "Мы встречались с тобой на закате..." он рисует совершенно земную картину:
... Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Но со временем поиски идеала завели поэта в тупик. Не имея возможности что-либо противопоставить мещанскому, буржуазному миру. А. Блок обращается к противоречивой реальности и пишет стихотворение &
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
Вторая линия - это появление среди обыденной, пошлой атмосферы таинственной незнакомки, которая явно противопоставлена всем окружающим:
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.Недосягаемой, недоступной предстает она перед читателем. Она словно соткана из мечты, из прозрачной паутины. Всем своим видом, существом незнакомка дает понять, что явилась не из этого бренного, погрязшего в грехах мира:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...
И страшной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Более приземленным образ Прекрасной Дамы становится после встречи А. Блока с известной актрисой того времени - Н. Н. Волоховой. Находясь под сильным впечатлением от встречи, Александр Александрович пишет стихи, которые позже объединит в цикл "Снежная маска". Здесь женщина - стихийное начало, дикая страсть. Преступая порог запретного, прикасаясь к тайне, он пишет:
Вползи ко мне змеей ползучей,
В глухую полночь оглуши,
Устами томными замучай,
Косою черной задуши.
Начало ХХ века и перемены в России вызывают у Блока сильную депрессию. Окружающая действительность расцвечена у него ликами "страшного мира". Безысходность, неизбежность катастрофы, отсутствие любви и взаимопонимания - вот основные темы дооктябрьского периода деятельности поэта. Все прекрасное, что некогда могло возвысить человека, гибнет в "страшном мире" либо подменяется искусственным, ненастоящим. Человеческие чувства, такие как любовь и уважение, исчезают. Вместо них появляются "низкая страсть", бунт "черной крови", "горькая страсть":
Только губы с запекшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой.
Лирический герой этого цикла стихотворений одинок: у него нет ни близких, ни друзей, ни любимых. Возвышенная душа протестует против окружающей действительности и ее пошлости. Единственное, что помогает герою забыться, хотя бы на время, это вино:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты, право, пьяное чудовище!
Я знаю: иситина в вине.
Намного позже, уже в позней лирике проступает новая трактовка темы любви. Любовь к женщине, перерастая себя, превращаетсяв любовь к Родине - той единственной, которой верен всем сердцем. Россия сравнивается им с верной женой или возлюбленной:
Россия - красавица, невеста,
О, Русь моя! Жена моя!
Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь - к Родине