Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются “Разбойники”, “Коварство и любовь”, “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль”. Творчество Шиллера – свидетельство ненависти художника к деспотизму и несправедливости, свидетельство горячей любви к свободе.
Оставаясь верным своим республиканским идеалам, Шиллер бесперспективно старается найти мирные пути для их осуществления. Начало Великой французской революции 1789 года художник встретил с сочувствием, но радость его в скором времени сменилась страхом перед революционным террором периода якобинской диктатуры. Шиллер создал исторические драмы, в которых показал, что судьба героев определяется не страстью мятежных одиночек, а объективной исторической необходимостью. Его пьесы наполнены пафосом, особенно в ранние годы. В уста главных героев он вкладывал программные вещи. Таким является Карл Моор, Фердинанд, а также Маркиз де Поза в “Доне Карлосе”. В поздних драмах, не теряя страсти своего пафоса, Шиллер с шекспировской силой изображает исторический фон, разворачивает широкую панораму жизни общества. Очень колоритно представлена солдатская масса в первой части “Валленштейна”. Народ - главное действующее лицо в драме “Вильгельм Телль”, в которой изображено восстание швейцарцев против австрийского гнета. Герои ее – пастухи, рыбаки, охотники. Вильгельм Телль лишь один из них. Быстрое изменение сцен, появление все новых и новых участников событий создают впечатление, будто вся Швейцария перед нами – зритель живо ощущает, как нарастает народный гнев, как зреет восстание. “Вильгельм Телль” – могущественный поэтический гимн свободе. Имя Шиллера стало известным в нашей стране еще в конце XVIII столетия, но особую популярность его творчество получило в следующем столетии.
Просветители усматривали в литературе важнейшее, а кое-кто из них почти единственное оружие в борьбе за идеалы прогресса; величие искусства — в его организующей, воспитательной и мобилизующей силе. Просвещение не является литературным направлением. Это – идеология, которая нашла свое воплощение в произведениях разных жанров и разных направлений. Классицизм в настоящее время не теряет своего значения, но приобретает новое качество. Жанр классической трагедии создавал для просветителей возможность ставить острые проблемы современности, используя античные или восточные сюжеты. Классици
В драматургии возникла так называемая “мещанская драма, в которой можно отметить черты сентиментализма, художественного направления второй половины XVIII столетия. При этом границы между реализмом и сентиментализмом не всегда выразительные. Характеризуя реализм XVIII ст., необходимо учитывать его своеобразность, отличие от реализма XIX ст. Было бы неверным считать просветительский реализм какой-то незрелой стадией сравнительно с так называемым критическим реализмом. На самом деле у писателей XVIII и XIX ст., как и у мастеров Возрождения, имеет место разный подход к изображению жизни, разный метод создания художественного образа. И Робинзон Крузо у Дефо, и Луиза Миллер у Шиллера – реалистические образы. Но они реалистические не в том смысле, как герои Бальзака или Тургенева. Реалист XVIII ст. может тщательно, со всеми деталями, изображать быт, например, того же Робинзона на острове. Но ситуация, предусмотренная в романе, не типичная. Цель Дефо – философская: доказать, что человек все может, даже если оставить его одного на острове. Поэтому “Робинзон Крузо” еще и роман-притча, философская притча о Человеке. В утверждении человеческой личности и в мастерстве ее изображения просветители продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения. Равно как Петрарка, Сервантес и Шекспир, они видели в человеке прекрасное и старались в своем творчестве показать всю беспредельность этого прекрасного. Просветители воплощают веру в безграничные возможности человеческой личности, могущество его рук и ума, красоту его творческих усилий. Отношение к работе, деятельность человека становились важнейшим критерием его оценки, а тема работы – одной из ведущих в литературе. Здесь также находит отображение главный социальный конфликт эпохи – между дворянским миром, который терял доминирующую роль в общественной жизни, и буржуазным миром, который рождался.
Реалисты XIX ст. пойдут другим путем в изображении человеческого характера и его зависимости от социальной среды. Но метод просветителей не потеряет своей привлекательности, и много писателей XX ст. (например, Б. Брехт, А.Камю) творчески осмысливают художественный опыт XVIII ст. и в наше время создают драмы-притчи и романы-притчи.