Сочинения по литературеШукшин В.М.Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. ("Мастер")

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. ("Мастер")

Горести и печали человеческие –

живые трепетные нити…

В.М.Шукшин

Раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой – так

трудно и сложно складывалась судьба Василия Макаровича Шукшина. Прожил он всего сорок пять лет, из которых творчеству

смог отдать лишь десять – двенадцать. Но и этого оказалось для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати

рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным

сценариям, сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам

он накануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по-настоящему, по большому счету…

Такой « пробой пера» стал и рассказ «Мастер». Сюжет прост: ведь это сама жизнь. Шукшина как художника задевали любые

бытовые проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, что есть в жизни

человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал

материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Но

там, где мы равнодушно скользили глазами – ничего особенного, пожимали плечами – ничего интересного,скучали – как долго

тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпрепровождение, - там, именно там Василий Макарович видел и

слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное..

«Жил – был в селе Чебровка некто Семка Рысь…» - начинает свою историю В.М.Шукшин… И звучат в речи писателя знакомые с

детства сказочные интонации, завораживая писателя, превращая «забулдыгу»столяра в фольклорного героя, хотя автор

предупреждает нас, что Семка «совсем не богатырь на вид», а «длинный, худой, носатый». Ведь Алеша Попович тоже не

отличался богатырской внешностью. Героем делают человека душевные порывы и поступки. А шукшинский мастер, неказистый на

вид, обладает удивительно глубоким внутренним миром, оказывается достойным человеком. С первых строк Шукшин

предупреждает: «Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои

«лошадиные силы» на что угодно - поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет.

Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать». Односельчане стращали его, уговаривали : «У

тебя ж золотые руки!.. Ты бы как сыр в масле катался, если бы не !

пил-то..». А в ответ: «А я

не хочу, как сыр в масле. Склизко». Две детали: «золотые руки» и Семкино «не хочу» - не

капризное и потерянное, а уверенное, даже не желание, а убеждение. И возникает вопрос: почему же Семка пьет?

Оказывается, что, выпив, как признается сам столяр, он лучше думает про людей. И вдруг понимаешь, что душа этого

человека ищет добра и красоты, но к сожалению, как-то неумело. А чуть позже автор расскажет нам, что Семке Рысю

приглянулась церковка, которая стояла в деревне Талице: «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за

откосом…». Она показалась мастеру необыкновенной, очаровывающей той подлинной неброской прелестью, над которой невластно

время. «Обеспокоенный ее красотой и тайной», Семка обнаружил удивительную архитектуру и исключительное мастерство

русских зодчих 17 века, не просто восторг и преклонение перед неким совершенством почувствовал столяр, а серьезную

ответственность перед древними умельцами, сегодняшними односельчанами и будущими поколениями. Он на миг словно слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Однако ни

местный поп, ни митрополит, ни писатель, ни председатель облисполкома «не смогли» помочь Рысю. Так он ничего и не

добился. «И Семка, все эти последние дни сильно загребавший против течения, махнул рукой…» - пишет В.Шукшин. Что же это

за течение? Это поток обыденной жизни, и выносит он мастера… «к ларьку»… Семка пьет, чтобы уйти от злобы: от злобы на

людей и на самого себя, бессильного и даже совестящегося, что не смог отстоять «поруганную красавицу».

Прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому герою. Чем же взял нас за живое Семка Рысь? Какими такими

качествами привязал к себе? Может быть тем, что он действительно прекрасный столяр, умелец, каких поискать, а потому,

при всех недостатках, его надо уважать? Вот и Шукшин намекает на это, назвав рассказ «Мастер». Разумеется нет.

«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Эти слова принадлежат Аристотелю. Если так, то ничего

непонятного в нашей симпатии к столяру нет. Его намерение отремонтировать церковь, хотя об этом его никто не просит,

обнаруживает в Семке высокие нравственные качества. Но одного только намерения мало. И Шукшин это хорошо понимает. Он

приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе, нерастраченное, подлинное, отзывчивое. «Горести и

печали человеческие – живые трепетные нити…». Эти строки из рассказа «Верую». Это больше, чем строки, больше, чем один

какой-то образ, сравнение. Это наиболее точное определение мно!

гих художественных исследований Шукшина.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. ("Мастер")

Слов:761
Символов:5536
Размер:10.81 Кб.