Каждый писатель в своем творчестве ищет свой идеал мировоззрения, вбирающий в себя ориентиры на настоящие жизненные ценности Таким писателем без сомнения является и АИ Куприн, создавший повесть о приобретении нравственного идеала в ходе нравственного роста заурядной на первый взгляд личности Проблематика купринского «Поединка» выходит далеко за пределы проблематики традиционной военной повести Куприн говорил о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, о взаимоотношениях личности и общества, об отношениях интеллигенции и народа, о растущем социальном самосознании русского человека, о поиске им идеала В «Поединке» нашли яркое выражение прогрессивные стороны творчества Куприна
Основа сюжета «Поединка» - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей И вновь Куприн говорит не о вьщающихся личностях, не о героях, а о русских офицерах и солдатах рядового армейского гарнизона Умственные, духовные, житейские устремления офицеров мелки и ограниченны Если в начале повести Куприн говорил о светлых исключениях в этом мирке - о мечтателях и идеалистах, то затем и они начинают опускаться в жизни без идеалов, ограниченной рамками кастовых условностей и карьерных устремлений Ощущение духовного падения возникает и у Шурочки Николаевой, и у Ромашова Оба стремятся найти выход, оба внутренне протестуют против нравственного гнета среды, хотя основы их протеста различны, даже противоположны Сопоставление этих двух образов крайне характерно для Куприна Они как бы символизируют два типа отношения к жизни, два различных типа мировоззрения Шурочка - своеобразный двойник Нины Зиненко из «Молоха», убившей в себе светлое чувство, высокую любовь ради выгодной жизненной сделки Полковая атмосфера томит Шурочку, он рвется «к простору, к свету», предпочитая приспосабливаться к выгодным ситуациям Приспосабливается героиня и в любви Шурочка готова пожертвовать ради своих стремлений и своим чувством, и любовью Ромашова, более того - его жизнью
Образ Шурочки вызывает двойственное отношение у читателя, что объясняется двойственным отношением и самого автора к героине Образ ее рисуется самыми светлыми красками, но в то же время для Куприна явно неприемлемы ее расчетливость и эгоизм в любви Ему ближе безрассудное благородство Ромашова, его благородное безволие, чем эгоистическая воля Шурочки Она преступила во имя эгоистического идеала грань, которая отделила ее от бескорыст
Образ Ромашова являет собой дальнейшее развитие концепции купринского «естественного человека», поставленного в конкретные условия социальной жизни Как и Бобров в «Молохе», это слабый герой, но уже способный к сопротивлению в процессе «прозрения» Однако его бунтарство основывается на совсем иных, чем у Шурочки, стремлениях и идеалах Он вступил в жизнь с ощущением несправедливости к нему судьбы мечтал о блестящей карьере, в мечтах видел себя героем, но реальная жизнь разрушила эти иллюзии Таким образом, Куприн ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия, активного проявления своего отношения к окружающему, поиску настоящего, а не мнимого идеала Видя, как рушатся его романтические представления о жизни, Ромашов ощущает и собственное падение В результате его «прозрения» мучительно ломаются старые наивные нравственные идеалы героя Он приходит к выводу о необходимости сопротивления среде В этой ситуации сказывается уже новый взгляд Куприна на отношения героя к среде Если положительный герой его ранних рассказов лишен активности, а «естественный человек» всегда терпел поражение в столкновении со средой, то в «Поединке» показано растущее активное сопротивление человека социальной и нравственной бесчеловечности Надвигающаяся революция вызывала общественное пробуждение сознания русского человека Эти процессы общественного роста личности, перестройки социальной психологии человека демократической среды объективно отразились в произведении Куприна Характерно, что духовный перелом Ромашова наступает после встречи его с солдатом Хлебниковым Доведенный до отчаяния издевательствами со стороны фельдфебеля и офицеров, Хлебников готов на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни Ромашов потрясен силой его страданий Увидев в солдате человека, он начинает думать не только о собственной, но и о народной судьбе В солдатах он усматривает те высокие нравственные качества, которые утрачены в офицерской среде Ромашов как бы с их точки зрения начинает оценивать окружающее Меняются и характеристики народной массы Если в «Молохе» Куприн рисует людей из народа как некий безликий фон, то в «Поединке» характеры солдат четко дифференцированы, раскрывают различные грани народного сознания