Пример истинной любви, возвысившей разочарованного и озлобленного человека, видим мы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» в отношениях главного героя романа Родиона Раскольников а и любящей его Сони Мармеладовой И именно Соня, ее всепрощающая любовь играет главную роль в отыскании человека в Раскольникове, в воскресении его духа Через ее судьбу герой осознает «все страдание человека» и поклоняется ему Но принимает его - как путь к очищению и человеку - далеко не сразу
Сам дошедший в своих идеях и муках до последней точки, он хочет увидеть в Соне, до каких же пределов может дойти человеческое страдание и что там, за этими пределами Здесь повторяется ситуация «Записок из подполья», где герой терзает несчастную Лизу, унижает ее и, в конце концов, открывшись ей весь, ненавидит ее за это Так и Раскольников он мучит влюбленную в него Соню, выставляя ей бессмысленность ее жертвы и неизбежность гибельного исхода, он ставит перед ней жестокий, давешний свой вопрос «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» - и предлагает решить его Но для Сони это пустой вопрос «Кто меня тут судьей поставил кому жить, кому не жить?» По мысли Достоевского, сама постановка вопроса противоречит нравственному закону Натура Сони никогда не поворачивалась в строну формулы «кому не жить» - она вся устремлена к жизни и утверждает ее положительный смысл с фантастической энергией, вопреки тому, что извращает и мертвит человека
При этом совершенно неправомерно, на мой взгляд, говорить о смирении Сони перед действительностью Это сильная и активная натура, именно ей дано переплавить страдание в веру, в деятельную любовь к ближнему, к Раскольникову Именно любовь и открывает он в Соне в тот момент, когда мучит ее жестокими словами и пугающими намеками, когда уже почти ненавидит, «но встретил на себе спокойный и до муки заботливый взгляд ее, тут была любовь», так, ненависть Раскольников а тотчас исчезла Наоборот, главный герой с удивлением открыл для себя, н
Кульминация отношений Раскольникова и Сони - чтение главы из Евангелия Евангельский сюжет выражает самое существо ее личности, ее «тайну» - и потому она сначала стыдливо, а потом со страстью и силой исповедует свое убеждение словами Иоанна Соня верит в то, что представляется абсолютно невозможным ограниченному рассудочному взгляду, - она верит в чудо Раскольников глубоко не верил в жизнь, он погубил в себе человека и не верил в его возрождение Он, совершив убийство, был четыре дня мертв духовно - так умерший Лазарь лежал четыре дня в пещере И как тот был завален камнем, так Раскольников был погребен под отчаянием и безысходностью, пока великая сострадательная любовь Сонечки не воскресила его угрюмый дух к новой жизни