Тему истинного мужества нельзя раскрыть ярче, чем на примере военной прозы времен Великой Отечественной войны Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа Все это накладывало отпечаток и на литературу Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым Всякие проявления живых чувств принимались за крамолу
Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил Руководство страны понимало, что без проявления народного подъема войны не выиграть Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма Только осознание прочной связи с Отечеством дало российскому народу ту великую силу и мужество, которые руководили их действиями до победного конца
Это проявление народного характера было замечено военной литературой В фронтовых газетах появляются произведения И Оренбурга, А.Толстого, К Симонова, А Твардовского, М.Шолохова, в которых простой русский человек изображается с теплотой и восхищением, потому что сами авторы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев
В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова - Василий Теркин и Андрей Соколов С первого взгляда они кажутся фигурами полностью противоположными Действительно, Теркин - типичный весельчак, который, как говорится в народе, «за красным словцом в карман не полезет» Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз житейских страданий Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев Оба они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа
Объединяющая черта героев Твардовского и Шоло
Другая немаловажная черта героев - скромность Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль» В Соколове же об этой черте говорит его явное нежелание начинать рассказ о своей жизни, хоть ему и нечего стыдиться В молодости он совершал ошибки, но та самоотверженность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократно окупить его грехи
Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешка над врагом и над любыми трудностями Теркин является самым характерным выразителем этих качеств Вспомним его шутливое обращение к Смерти
И конечно самой важной, основной чертой русских воинов, чей обобщенный образ изображен на примере двух литературных героев Твардовского и Шолохова - их беспримерный героизм Вспомним поведение Андрея Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в ноябре два раза переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подкреплении
Все вышеизложенное приводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера Здесь Шолохов и Твардовский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и прочих писателей, в которых простой русский человек является средоточием силы и жизненной стойкости народа Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию величия русского человека, а также и всего русского народа, отмеченного невероятным мужеством, благодаря которому была одержана не одна великая победа в отечественной истории, и благодаря которому, каждый соотечественник может по праву испытывать гордость за принадлежность к мужественному и непобедимому народу