Американская школа модернизма наиболее ярко представлена поэтической практикой и теоретическими воззрениями таких мэтров модернизма, как Эзра Паунд (1885—1972) и Томас Стерне Элиот. В своей поэтической практике Паунд исходил из стремления создать «полные маски себя в каждой поэме. Я продолжил их в длинной серии переводов, которые были всего лишь тщательно отделанными масками».
Его поэзия рядится в пестрые одежды латинских, греческих, англосаксонских, провансальских, итальянских, французских, японских и китайских поэтов и не случайно именно переводы считаются лучшей частью его творчества. Э. Паунд поначалу тоже осуждал буржуазный мир. Это нашло наиболее полное отражение в поэме «Хью Селвин Моберли» (1920), где звучат антивоенные мотивы. Но критикует Паунд в основном прозаизмы буржуазной жизни и ее враждебность искусству.
В 1920 году Паунд переезжает в Париж, где живет до 1924 года, занимаясь музыкой. Тогда же у него пробуждается интерес к политическим и экономическим проблемам. В критике буржуазии Паунд исходил из эстетического аристократизма. Больше всего его пугала возможность вторжения в сферу высокого искусства толпы, народа. Аристократизм привел его к враждебному отношению к социализму, сделал крайним реакционером. Поэт-космополит, искавший образцы в поэзии многих стран, .но не обращавшийся к истокам американской поэзии, становится расистом, проповедником антисемитизма. Переехав в 1924 году в Италию, он превратился в поклонника Муссолини. Фашистские симпатии Паунда особенно наглядно выявились в его претенциозных «Песнях» (1925—1959).
Американские писатели, находившиеся в Европе, не создали оригинальных модернистских школ. Они активно включались в деятельность различных модернистских группировок — французских, английских и разнонациональных. Видную роль в пропаганде модернизма сыграли «маленькие журналы», которые издавались американскими писателями, уехавшими в Европу,— «изгнанниками», как они себя называли. Среди «изгнанников» большинство составляли писатели младшего поколения, которые утратили веру в буржуазные идеалы, в капиталистическую цивилизацию, но не могли найти реальной опоры в жизни. Их смятение и выразилось в 20-е годы в модернистских исканиях.
Несколько обособленное место в американской модернистской колонии в Париже занимала Гертруда Стайн (1874—1946). Собственное ее творчество не оставило сколько-нибудь существенного следа в истории американской литературы. Если ее имя часто упоминается в книгах по истории американской литературы, то этим она обязана своему знакомству со многими выдающимися американскими писателями, прежде всего с Эрнестом Хемингуэем.
Гертруда Стайн собрала вокруг себя кружок американских литераторов в Париже, особенно активно действовавший в начале 20-х годов. Стайн следовала за идеалистическими теориями Бергсона и прагматизмом Уильяма Джеймса. Она обосновала литературный
абстракционизм, считала, что следует освободить слово от его «содержания», от определенного значения, создавать «вневременные» произведения и т. п. Взгляды Стайн являются наиболее последовательным, а потому и наименее плодотворным выражением модернизма в литературе США 20-х годов.
Мировой экономический кризис 1929.—1933 годов, потрясший до основания экономику США, развеял иллюзии о «процветании», об исключительности развития американского капитализма. Он вскрыл гнилость и непрочность буржуазного общества. Около 17 миллионов безработные к. 1933 году были живым обвинением капиталистической системе.
Проблема Отношения” к рабочему движению, к социализму была поста
Драйзер во время кризиса практически становится на позиции коммунистической партии. В 30-е годы он — один из организаторов широкого движения прогрессивных писателей, один из наиболее активных борцов за литературу социалистического реализма. Горькое» ским горением проникнут призыв Драйзера к интеллигенции «объединиться с массами в их борьбе за установление л-учшего и более справедливого строя». Огромный отклик получили знаменитые слова Линкольна Стеффенса, сказанные им еще в. 20-е годы после посещения Советского Союза: «Я видел будущее, .оно наступило». Эти слова были особенно знаменательны в годы кризиса, который наглядно показал превосходство социализма над капитализмом. Большое значение имела публикация «Автобиографии» (1931) Стеффенса. Стеффенс (1866—.1936) начал творческий путь как «разгребатель грязи», как представитель разоблачительной литературы начала века и приобрел на этом поприще большую известность и авторитет. Четырехтомная «Автобиография» содержит историю мужественной борьбы Стеффенса против американского бизнеса, коррупции и продажности правосудия, государственного аппарата.
«Автобиография» Стеффенса подводила итоги жизни целого поколения писателей США. Показав иллюзорность веры «разгреба-телей грязи» в устои буржуазной демократии, бесплодность и призрачность упования на реформы, книга звала к переоценке действительности с наиболее передовых и последовательных позиций и давала богатую пищу для размышления писателям в бурные годы кризиса, когда многие из них решали для себя проблему — «в каком идти, в каком сражаться стане». Именно этим объясняется огромный успех и популярность «Автобиографии» в 30-е годы.
Процесс вовлечения американской литературной интеллигенции в широкое прогрессивное литературное движение начался в октябре 1929 года, когда были созданы первые Клубы Джона Рида. Целью этих Клубов было «выяснить принципы и задачи революционного искусства и литературы, пропагандировать их и практиковать». К маю 1932 года было создано 13 таких клубов. В июне того же года появилось 6 новых организаций передовых писателей. В 1932 году была созвана первая национальная конференция участников КлубовДжона Рида, в 1934 году — вторая, на которой присутствовало уже 40 делегатов — представителей 1200 членов Клубов. Конференция приняла решение созвать национальный конгресс американских писателей. В результате бурного движения усиливается значение журнала «Нью мэссиз», который с октября 1933 года начинает выходить еженедельно.
Показательным документом литературной борьбы 30-х годов была антология «Пролетарская литература в Соединенных Штатах», изданная в 1935 году под редакцией Майкла Голда и других и включавшая произведения прозы, поэзии, репортажи, пьесы и литературно-критические статьи 63 писателей. Под знаменем пролетарской литературы выступили тогда люди, очень различные по своим взглядам и убеждениям; движение пролетарских писателей в, США в 30-е годы объединяло довольно широкие круги литературной интеллигенции, оппозиционно настроенной по отношению к капиталистической действительности. Все они тогда сочли необходимым заявить о своей приверженности делу рабочего класса. Но к концу 30-х годов на позициях пролетариата осталось меньше половины участников антологии, остальные вернулись в лоно буржуазной идеологии и литературы.