Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.
(Джами)
В 60 – 80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна.
Но и тема Родины никогда не сходила со страниц наших писателей. Ее образы, связанные то с природой родной деревни, то с местами, где воевал человек, можно найти чуть ли не в каждом произведении. И у каждого автора свое восприятие и ощущение Родины.
Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936 – 1971 гг.), который ощущает себя словно наследником многовековой русской истории. Критики считают, что творчество этого поэта соединило в себе традиции русской поэзии XIX – XX веков — Тютчева, Фета, Блока, Есенина.
В стихотворении "Видения на холме" Рубцов пишет:
Россия, Русь — куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!..
С вечными темами у наших современников неизменно ассоциируется и имя Расула Гамзатова (1923 год).
Иногда про него говорят, что его дальнейший путь трудно предсказать. Настолько неожидан он в каждой своей книге: от крылатых шуток до трагических "Журавлей", от прозаической "энциклопедии" "Мой Дагестан" до афоризмов "Надписи на кинжалах". Но все же не трудно вычленить темы, на которых держится его поэзия.
Это преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца.
Но только в одном не хочу я предела
В бурлящем кипенье любимого дела...
Вчитываясь в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других, видишь огромный жизненный опыт человека, который в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам. И еще видишь личную сопричастность судьбам родной земли.
Тема войны, казалось бы, давно минувшая, и сейчас, но, может быть, уже по-иному осмысленная, находит отражение в стихах современных поэтов. Многие из них сами пережили войну. "В их строчках победная медь сплавилась с серебром тончайших состояний духа. Их лирика нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно", — так, образно, подметил один из критиков. Все чаще в описании войны они отходят от "романтики боя и риска", рисуя картины бесчеловечности войн. Вот стихотворение одного из замечательных поэтов Алексея Прасолова (1930 – 1972 гг.) "Тревога военного лета...":
... Спешат санитары с разгрузкой,
По белому красным — кресты.
Носилки пугающе узки,
А простыни смертно чисты...
... Кладут и кладут их рядами,
Сквозных от бескровья людей.
Прими этот облик страданья
Душой присмирелой твоей.
Национальная культура, ее неповторимый колорит и богатство... В современной поэзии народные идеи и образы обогащаются, приобретают новые акценты. Сегодня литература не может, не имеет права не быть национальной.
Интересен в этом отношении калмыцкий поэт Давид Кугультинов (родился в 1922 году). По мнению критиков, "Давид Кугультинов умеет своеобразное, неповторимое наследие калмыцкой народной поэзии перевоплотить в образы, полные современного содержания и значения".
Когда поймешь, что ты в себя вместил
Весь шар земной, весь этот мир бескрайний,
Ты в этом лишь признайся втайне,
А от других скрывай по мере сил,
Чтоб не сочли признанье похвальбою,
Чтоб не смеялись люди над тобою...
Ведь человека человеком числят,
Когда весь мир вместит он и осмыслит.
Одна из главных идей современной поэзии — гражданственность, главные раздумья — о совести и долге. К поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит Евгений Евтушенко (родился в 1933 году). Его творчество — размышления о своем поколении, о доброте и злобе, о приспособленчестве, трусости, карьериз
Мы знали голода и холода,
Нас корчил тиф, душила нас разруха.
Но верю — ставить вещь превыше духа
Нам не позволит совесть никогда...
... Вещи текучи, как будто вода.
Вещи — зловещи.
Мужество, совесть, честь — это да! —
Вещи!
Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие тем, ей присущ очень большой охват явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это особенно наглядно видно на примере творчества Владимира Высоцкого (1938 – 1980 гг.). "Поющий нерв эпохи", он писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его пера, казалось, что он поставил себе цель — "до последней черты, до креста, спорить до хрипоты, а за ней — немота, убеждать и доказывать с пеной у рта, что не то это вовсе; не тот и не та...".
И он спорил, боролся за справедливость, ненавидел мещанство, беспощадно бичевал недостатки. "Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал", — говорил Р. Рождественский.
Все чаще звучат со страниц журналов стихи о жертвах репрессией, о возвращении народу исторических ценностей.
Историю нисколько не щадя,
И к прадедам без должного вниманья
Мы улицам и древним площадям
Легко вручаем новые названья.
... Когда мы переступим эту спесь?
Когда оценим славное наследье,
Подумаем сначала: кто мы есть,
И чьи мы есть на этом белом свете?
... Представим же, как после, в свой черед,
Мир потряся глобальными делами,
Потомок наш в пылу перечеркнет
Рожденное и названное нами.
(Игорь Ляпин)
Все больше задумывается наше общество над нравственными вопросами: почему не хватает милосердия и так много жестокости? Как восполнить недостаток чуткости, ослабить равнодушие?
Куда отлетает душа палача?
На небо? Но как повстречаться без страха
С душою того, кто был послан на плаху,
Кому разодрал ты на шее рубаху
И место засек, чтоб ударить сплеча?
(Сергей Таск)
Возле самого леса два горьких стоят интерната:
Детский дом всеми окнами в дом престарелых глядит.
И, бетонных оград их не трогая, мимо куда-то
Озорная людская дорога летит.
(Нина Шевцова)
Современная поэзия богата философскими размышлениями о настоящем и будущем, о судьбах планеты и нашей страны:
Летят "афганцы" в гробах,
Крадется СПИД в городах
Неужто страшная месть?
Тысячелетье Руси
Тысячелетье души.
Пришло ей время воскресть.
Это всегда мечты и, конечно, любовь — самая древняя тема поэтов.
Все влюбленные склонны к побегу
По ковровой дорожке, по снегу,
По камням, по волнам, по шоссе,
На такси, на одном колесе,
Босиком, в кандалах, в башмаках,
С красной розою в слабых руках.
(Булат Окуджава)
А от этого стихотворения неизвестного мне доселе автора пахнуло чем-то удивительно знакомым и в то же время новым, чем-то лермонтовским. Все стихотворение — один образ, одна метафора.
Цветов лиловых или белых
В садах пустых и промертвелых
Не держит над собой сирень.
Зато как много листьев целых,
Не сорванных, не пожелтелых,
Живых сердечек, чистых, смелых,
Оставлено на черный день.
(Валентин Берестов)
В этих нескольких строчках вся философия обновления жизни.
О чем еще сказать? О смехе и сатире, которыми разят недостатки? Об обращении к историкам русского народа? "О молитвах" и призывах к миру? Боюсь, что одно перечисление тем займет много места. А сочинение превратится в "антологию" современной поэзии.
Мне кажется, что наша поэзия, как и все общество, возрождается к поиску нового, светлого, вечного, что составляет основу человеческого духа.