Памятником эпического характера, который пересказан для детей, является «Хитопадеша» («Полезные наставления»). Время его создания — средние века (между VI и XIV вв.). Подобно «Рамаяне», создававшейся и дополнявшейся поэтами и рассказчиками в течение тысячелетий, «Хитопадеша» так же передавалась в устном рассказе из поколения в поколение. Написанная в стихах, для детей она пересказана прозой. Построена «Хитопадеша» по тому же принципу, что и сказки «Тысяча и одна ночь», с обрамляющей новеллой. Очевидно, такое композиционное построение было традиционным в древней и средневековой индийской литературе.
В обрамляющей новелле рассказывается о том, что важнее всего для человека: «Знание — глаза человека. С помощью этих глаз он постигает не только видимое, но и скрытое», и еще: «Молодость, богатство, власть и безрассудство — вот четыре свойства, каждое из которых может погубить человека. И трудно даже представить, что стало бы с тем, кто был бы наделен всеми этими свойствами сразу».
Раджа хотел, чтобы его сыновья, которые не хотели учиться, все же стали бы мудрыми. И мудрец Вишну Шарма берется обучить царевичей. Он учит их, пробуждая интерес и желание познать истину. Вишну рассказывает различные сказочные истории, в которых заложены нравственные поучения и типичные жизненные ситуации. Хотя в большинстве этих историй действуют животные, они, как в знакомой нам басне, ведут себя подобно людям, наделены человеческими достоинствами и пороками.
Вся книга разделена на ча
В индийских сказках мы встречаем чаще всего героев животных, а истории, которые с ними происходят, столь же занимательны и поучительны (сб. «Индийские сказки», «Скворец и горошина» и др.). Мудрый попугай, обретший свободу, хитрый шакал, спасший отшельника от тигра, по смыслу сходны со сказкой «О рыбаке», который выпустил джинна из бутылки, а потом снова отправил его туда же. Сказка «О рыбаке» из «Тысячи и одной ночи» индийского происхождения. В народных сказках мы почти никогда не встретим положений индуистской религии о непротивлении. Герои, созданные народом, активны, они борются, противостоят судьбе, используют народную мудрость, когда нужно выйти из трудного положения. В «Хитопадеше» и в индийских сказках существует еще одна особенность — как хорошие, так и плохие поступки героев психологически мотивированы и заключают в себе извечные человеческие побуждения, страсти и свойства, например, зависть, жажду власти, стремление обогатиться и напротив, благородство, мудрость и т. д.