Русская реалистическая литература второй половины XIX века отличалась самобытностью и достигла высокого худ совершенства Исторические эпохи, как и люди, отличаются своей неповторимой индивидуальностью.
Вторая половина ХIХ века в рус лит прошла под знаком решительной демократизации худ создания и напряженной идеологической борьбы. Качественно изменяется в эти годы сам пафос худ творчества: от вопроса «кто виноват?» рус лит обращается к вопросу «что делать?» Рус писатель второй половины ХIХ века сталкивался с необходимостью худ осмысления необыкновенно подвижной и текучей стихии бытия. В этих условиях худ синтез возникал на более узких временных и пространственных отрезках жизни, чем реализме первой половины века: необходимость определенной специализации и локализации диктовалась особым состоящим мира, типичным для эпохи второй половины ХIX века.
Приходилось идти на компромисс и нередко пренебрегать устоявшимися и незыблемыми правилами художественности ради правды жизни. «Гром». «Гроза» (1859) была не только одной из вершин драматургии Островского – она была крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в «Грозе», – открытие народного героического характера именно поэтому так восторженно принял Катерину Добролюбов, давший, в сущности, говоря, блестящую «режиссерскую трактовку гениальной пьесе Островского. Трактовка эта была созвучна задачам революционно-демократической идеологии русских шестидесятников в момент революционной ситуации в стране.
Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она – блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей не просто не нужно, но страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Катериной Островский показал, что и в окостеневшем мире Калинова может возникнуть нар характер поразительной красоты и силы, вера сменен ритма, которого – пусть и мрачная, истинно калиновская – все же основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
Очень важно, что Катерина, «луч света в темном царстве», по выражению Добролюбова, появилась не откуда-то из просторов другой жизни, а родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. Островский подробно говорит об этом уже в экспозиции пьесы, когда Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Важно, что именно здесь, в Калинове, в душе незаурядной, поэтической калиновской женщины рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще самой героине. Это смутное чувство, которое Катерина не может объяснить – просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, принимает не форму гражданского, общественного протеста – это было бы несообразно со всем складом понятий и всей сферой жизни купеческой жены – а форму индивидуальной, личной любви. В Катерине растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далека от бездумного стремления к потаенным радостям.
Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный немыслимый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она в
«Гроза», по словам Добролюбова, «самое решительное произведение Островского» ибо она знаменует собой близкий конец «самодурной силы». Центральный конфликт драмы – столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «тёмного царства» – выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Именно поэтому драму «Гроза» критик считал истинно народным произведением.
2.Типология уроков
Классификация типов урока
Общедидактическая: 1.Комбинированный урок(4-х этапный); 2.Урок усвоения новых знаний(3-х этапный, без проверочного д/з); 3.Урок проблемный(в центре дискуссионный, проблемный вопрос); 4.Урок повторения и систематизации знаний; 5.Урок контроля и коррекции знаний(тест, контрольная); 6.Урок формирования умений и навыков.
Частнометодическая: 1.Урок изучения теории лит-ры(уроки форм-я теоретико-лит. понятий; уроки из-я научных лит.-критич. статей;уроки из-я биографии пис-ля;уроки по историко-лит. материалу; уроки обобщения, повторения, опрашивания – кл-я Кудряшова М. И.); 2.Урок развития речи(уроки творч. робот, написанных на основе жизненных впечатлений и на лит. темы; уроки устных ответов и устных докладов; уроки обучения написанию соч-й; уроки анализа соч-й кл-я Кудряшова М. И.); 3.Урок по изучению критич. статьи(план, тезисы); 4.Урок выразит. Чтения; 5.Урок внеклассного чтения; 6.Урок изучения худ. текстов( урок худ. восприятия пр-я; уроки углубленной работы над текстом; уроки изучения пр-й – кл-я Кудряшова М. И.); 7.Урок повторения; 8.Обзорный урок.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
1.Урок-суд; 2.Урок-КВН; 3.Урок-Брейн-ринг; 4.Урок-конгресс; 5.Урок-путешествие(заочное); 6.Урок-спектакль; 7.Урок-концерт; 8.Урок-конференция; 9.Урок-семинар; 10.Урок-лекция; 11.Урок-дискуссия; 12.Урок-исследование; 13.Урок-размышление; 14.Урок-сопереживание; 15.Урок-сочувствие; 16.Урок-созерцание; 17.Урок-экскурсия.
«Мещанин во дворянстве» Мольера
1.Частнометод.:1,2,3,6;нестандартные:6,11,12,13,17(цели:обсуждение гл. проблем пр-я, размышление над хар-ми героев, их поведением, поступками, высказывания по этому поводу своего мнения, «за» и «против»,закомство с особ-ми эпохи(нравами, бытом, традициями и т. д.),знакомство с биографией автора и критич. работами по пр-ю для определения авторской позиции, мотивации написания пр-я(какие кач-ва, поступки героев автор осуждает, высмеивает, какие ставит во главу угла);
Развивать у уч-ся умения и навыки форм-я и высказывания собств. точки зрения, умение выслушать и проанализировать чужую точку зрения, умение выступать перед публикой(ЗУН ведения дискуссии, особый этикет).