итература XIX в. — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы, отмеченный удивительным многоцветьем литературных талантов, россыпью великих имен писателей, классиков, духовных спутников каждого нового читательского поколения. Гофман и Байрон, Шелли и Вальтер Скотт, де Виньи и Беранже, Гюго и Жорж Санд, Бальзак и Стендаль, Флобер и Мериме, Гейне и Бодлер, Мицкевич и Петёфи, Диккенс и Теккерей, Купер и Эдгар По, Мелвилл и Уитмен — почти о каждом из них накоплена богатейшая критическая литература. Сложились даже целые конкретные области литературоведения: байроноведение, гейневедение, диккенсиана.
Исторические рамки литературы XIX в. обычно точно не совпадают с хронологией столетия. Началом считается Великая французская революция, имевшая всемирно-историческое значение. Она нанесла решающий удар феодальной системе и оказала огромное воздействие на весь ход исторического развития в XIX в., насыщенном глубочайшими социальными потрясениями, войнами и революциями. Отозвалась она широко и многообразно и в литературе, ее отзвуки находим у Байрона, Гюго, Беранже и др. При этом важно учитывать характер исторического процесса, его специфику в каждой из стран: Великобритании, Франции, Германии, США, Польше – Завершением этого периода являются 70—80-е гг. XIX в. Далее выделяется следующий важный этап литературного развития — конец XIX — начало XX в., время, которое также имеет свою специфику и характеризуется яркими, весьма значительными явлениями в области словесности.
В свою очередь, внутри выделяются следующие значимые вехи: это начало 30-х гг. (парламентская реформа в Англии 1832 г., Июльская революция во Франции 1830 г., польское восстание 1830 г. и др., а также 1848 г., отмеченный циклом революционных выступлений в Европе — в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, взлетом чартистского движения в Англии). Литературный процесс в XIX в. проходит под знаком двух главных направлений — романтизма и классического (или критического) реализма. Термин «романтизм» впервые появился в XVIII в. и подразумевал все фантастическое, необычное, странное. Позднее он стал употребляться для обозначения литературного направления, получившего развитие в литературах Европы и США, в основном в первой трети XIX в. Романтизм также захватил и другие художественные сферы: музыку, живопись, театральное искусство. Историческая основа его — бурные годы, последовавшие сразу за Великой французской революцией. Происходила ломка старых феодальных отношений, вообще этот исторический период характеризуется наполеоновскими войнами, подъемом национально-освободительного движения в Ирландии, Испании, Италии, Греции. То была эпоха, когда прекраснодушные мечты просветителей о «веке разума», который должен был наступить после крушения феодального мира, обнаружили вдруг свою иллюзорность; становление новых буржуазных отношений имело своим результатом прежде всего спекулятивную горячку, поляризацию богатства и нищеты, появление вульгарных и бессовестных нуворишей. Все это вызывало у определенной части романтиков ностальгические чувства по прошлому, которое начинало рисоваться в радужных красках. Другие романтики, находившиеся под влиянием идей утопического социализма, получившего развитие в начале века в трудах Оуэна, Фурье, Сен-Симона, также недовольные капиталистическим прогрессом, грезили о некоем золотом веке социальной справедливости и гармонии. Так обозначились две тенденции в романтизме: если одни романтики, осуждая французскую революцию, искали свой идеал в прошлом (Новалис в Германии, Шатобриан во Франции, Вордсворт в Англии), то другие стремились заглянуть в завтрашний день (Шелли в Англии, Жорж Санд и Гюго во Франции). Но, размежевываясь, иногда вступая друг с другом в споры по политическим вопросам, романтики были во многом едины в своих философских и эстетических воззрениях.
Как показывает история литературы, любое новое направление зачастую складывается в острой полемике с эстетикой предшественников. В данном случае с классицистами и просветителями. Становление романтизма сопровождалось появлением целого ряда важных эстетических документов. Их можно назвать литературными манифестами, которые провозглашали художественные принципы нового искусства: это «Фрагменты» Шлегеля (1798), предисловие Вордсворта и Кольриджа к «Лирическим балладам» (1800), предисловие Гюго к своей драме «Кромвель» (1827). Романтики утверждали свою эстетику, во многом противоречащую эстетике классицистов и просветителей.
Классицистическому культу разума они противопоставили культ чувства. Строгости и нормативности классицизма — полную свободу художника в выборе формы и стиля, в воплощении собственного индивидуального видения мира. «Естественному» человеку — «общественного» человека. Логике и рассудочности просветителей — полет фантазии, мечты, многокрасочный мир, в котором реальность порой «перетекает» в сновидение. Классицистическому принципу отражения жизни — принцип условности. Мир у романтиков представал в преображенном виде благодаря сгущению красок, использованию гротеска, символики, аллегории. На смену ясной, спокойной манере повествования у просветителей пришла некая приподнятость стиля, взволнованность, лиризм, эмоциональность. В литературу вошел новый герой, личность, обычно
Романтизм — это эпоха поэзии, востребовавшая стихотворцев; не случайно главенствующим жанром становится поэма. Появились и крупные формы, романы в стихах, такие, как «Дон Жуан» Байрона (иногда его считают сатирической поэмой), «Пан Тадеуш» Мицкевича, а в России — «Евгений Онегин» Пушкина. Как обычно в переломные моменты, возрастает пристальное внимание к истории. Происходит рождение исторического романа (В. Скотт). Усиливается интерес к литературе прошлых эпох, к писателям, чья эстетика созвучна романтизму, прежде всего к Шекспиру. Активно осваивается античное наследие. Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур, получает развитие художественный перевод. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Козлов переводят западноевропейских поэтов на русский язык.
Именно Байрон представляет собой яркий тип художника-романтика. Как поэт и как личность он вызывал к жизни целое поколение последователей, исповедовавших эти воззрения, и художественное явление — байронизм, проявившееся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Мицкевича и Жорж Санд, Гюго и Гёте.
В эту эпоху происходит активное взаимопроникновение различных видов искусств, прежде всего литературы и музыки, литературы и театра. Романтики стремятся стать «универсальными» художниками: таков Гофман, который был и прозаиком, и композитором, и театральным режиссером, и рисовальщиком, и критиком. Активно осваивается и собирается фольклор. В произведениях устного народного творчества романтики (братья Гримм, Гейне, Вальтер Скотт и др.) стремятся приобщиться к сокровищам «народного духа», к поэтическому, «наивному» народному мироощущению. Переход от просветительства к новому литературному течению, романтизму, вызвал к жизни такое «пограничное» явление, как предромантизм (1770—1790-е гг.). В Англии он представлен творчеством Роберта Верней, «готическим» романом А. Радклиф, Уолпола.
Романтические тенденции в литературе стали ослабевать к началу 1830-х гг. Романтические «роковые» герои-индивидуалисты сделались даже предметом критики (Орас у Жорж Санд, Печорин у Лермонтова). Правда, знамя романтизма по-прежнему крепко держат и Жорж Санд, и Виктор Гюго, свидетели новых течений в литературе: не только реализма, но и символизма и натурализма. В начале 30-х гг. постепенно выходит на авансцену новое литературное направление — классический или критический реализм. Романтической условности, идеализации, сгущению красок реалисты противопоставили принцип жизнеподобия, социальный анализ общественных, в том числе и экономических аспектов, психологизм в обрисовке личности. Исключительным характерам в исключительных обстоятельствах, характерных для методологии романтиков, они противопоставили изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Критические реалисты Стендаль, Бальзак, Мериме, Флобер, Диккенс, Теккерей стремились запечатлеть совсем иную историческую эпоху с иными главенствующими структурами и иным миропорядком, ибо к тому времени в Англии и Франции уже сложились, выкристаллизовались капиталистические отношения. Эти писатели конкретнее и глубже, чем многие мастера слова до них, пытались передать взаимодействие личности и социальной среды, детерминированность поведения и психики человека. Их занимали не загадочные бунтари, изгои общества, разочарованные, томимые роковыми страстями, но люди определенных профессий, занятые привычной для них деятельностью, будь то крестьяне, рабочие, чиновники, банкиры, дельцы.
В литературе наметилось смещение акцента от поэзии к прозе: ведущим жанром стал социальный роман, позволяющий с наибольшей полнотой и конкретизацией деталей запечатлеть картины жизни общества. Реализм XIX в. иногда называют критическим, поскольку он пронизан пафосом критики многих сторон жизни, прежде всего культа денег, голого чистогана, в жертву которым приносятся нравственные человеческие ценности. Творчество реалистов еще ценно тем, что содержит глубокие социальные обобщения. Наглядный тому пример — наследие Бальзака, художника-аналитика, обладавшего острым зрением, который разработал не только богатейшую типологию героев, но дал художественную трактовку экономических факторов и законов. Реалистический роман XIX в. — одно из блестящих достижений мировой литературы.Однако не следует противопоставлять романтизм реализму. Два этих метода нередко органично «сосуществуют» в творчестве одного художника, как, например, у Стендаля, Бальзака, Диккенса. Вместе с тем в творчестве некоторых реалистов поздней поры заметно активное неприятие романтических «преувеличений» и идеализации (Теккерей, Флобер).
В процессе эволюции сама форма, стилевые признаки классического реалистического романа на исходе XIX в. изменились, трансформировались, обогатились в связи с развитием новых художественных течений: символизма, натурализма, импрессионизма. Это мы наблюдаем в творчестве Мопассана, Золя, Гарди, Джека Лондона, Драйзера и др.