Сочинение на примере творчества Милорада Павича. «Первый писатель третьего тысячелетия», «Шахерезада XXI ст.» - такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича (нар. 1929 г.). Произведения этого художника или не воплощают черты постмодернизма. Им присущие критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования. В своих произведениях М. Павлин отказывается от линейного письма, при котором тексты по обыкновению неизменяемые: они предохранятся, будто музейные экспонаты, в них нельзя изменить ни одного слова, переставить местами главы. Отбрасывая «монопольное право автора на истину», Павлин своими книгами приглашает читателя к сотворчеству, для чего широко использует игру с текстом и читателем. Произведения этого писателя, непривычные за структурой, можно читать как традиционным способом - из листа, так и на компьютере.
Славу писателя первой величины, который открыл новую главу в истории литературы, М. Павичу - известному специалисту из классической филологии - принесло произведение «Хозарский словарь» (1983). Этот роман-словарь, посвященный истории воинствующего кочевого племени, состоит из трех книг: Красной книги (христианские источники о хозарском вопросе), Зеленой книги (исламские источники о хозарских вопросах), Желтой книги (еврейские источники о хозарском вопросе), - каждая из которых в свою очередь, как любой справочник, составляется со словарных статей. В указаниях «Как пользоваться словарем» автор предлагает читателю пользоваться книгой на собственное усмотрение: то ли отыскивать нужное имя или слово, то ли читать подряд с начала до конца. Таким образом автор предлагает огромное количество возможных комбинаций статей, которую читатель избирает сам.
В содержании романа «Пейзаж, нарисованный чаем», который имеет подзаголовок «Роман для любителей кроссвордов» представлено указания автора «Как читать роман горизонтально
В послесловии к сборнику рассказов «Русский хорт» Павич говорит, что рассказ в нем находятся в такой, тесной взаимосвязи, которая «на поставленный вопрос в одном из них, можно получить ответ во втором, а прочитанные вместе они образовывают третью историю». Давая подсказку, которая одно из рассказов называется «Варшавский рог», а вопрос, поставленное в другом, звучит:
* «И кто-то сейчас забирает у меня мои воспоминания и присваивает их себе?», автор предлагает тем, кто пожелает, объединить эти два самостоятельных рассказа. «Эту двадцатую историю в сборнике из девятнадцати рассказов писатель дарит счастливому исследователю», - говорит М. Павлин.
Тяжело отказаться от щедрого дара сотворчества, и потому количество почитателей этого необыкновенного художника все время неуклонно возрастает.