В 1905 году был написан рассказ «Христиане», в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. «Христиане» были сильным ударом по царскому суду, а попутно и по церкви. Понятен интерес автора «Воскресения» к этому рассказу.
Значительное место в творчестве Л. Андреева занимают произведения, в которых показаны судьбы людей, задыхающихся в тесной клетке жизни или занятых поисками истины и справедливости. Таков его первый рассказ «Баргамот и Гараська», восторженно встреченный М. Горьким, которому было близко в нем глубокое сочувствие молодого писателя к обездоленному, брошенному на дно жизни человеку. Однако, будучи тематически близким к горьковским рассказам о босяках, «Баргамот и Гараська» существенно отличаются от них концепцией человека: пьяница и бродяга изображен здесь слишком приниженным, несчастным, лишенным гордой независимости горьковских героев.
Глубоким гуманизмом проникнуты рассказы «Гостинец» и «В подвале» (1901). Искренне волнует судьба десятилетнего «мальчика» в парикмахерской — Петьки («Петька на даче», 1899), не знающего даже самых бесхитростных радостей детства, как не знали их маленькие труженики в «Плаче детей» Некрасова, в произведениях Г. Успенского, Чехова, Короленко, Горького, Серафимовича, Франко, Тесленко и других писателей. Трудная жизнь Петьки, над которым ежедневно «висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» — сделала его маленьким, сморщенным старичком.
С горьким состраданием пишет Л. Андреев о двенадцатилетнем Мише, который, по иронии судьбы, служа в типографии, не умел читать («Книга», 1901). Беспросветная жизнь бедняков, с одной стороны, и лицемерие «культурного общества», с другой, подчеркнуты выразительной деталью: Миша, надрываясь от непосильного груза, разносил тюки книги, которая называлась «В защиту обездоленных». Многозначительно в рассказе и замечание о том, что в типографии старых наборщиков не было, молодые же кашляли и выплевывали темную слюну. Невольно вспоминаются подсчеты Боброва в «Молохе» Куприна и слова Горького в романе «Мать»: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал».
В изображении простых людей, обитателей городских трущоб заметна неподдельная симпатия писателя к ним, глубокая задушевность, нередко скорбь, ибо судьбы его героев, как правило, драматичны.
Очень грустен взгляд Андреева на жизнь бедняков в рассказе «Ангелочек» (1899). Хрупко счастье, говорит автор этим рассказом. Мечта лишь на миг может осчастливить человека. Но для тог
Подобные произведения создали Андрееву репутацию первоклассного писателя. Их, по свидетельству Горького, «очень хвалил» Л. Толстой. «Вообще у этого писателя,— говорил Толстой,— в его первых вещах много очень хорошего» . В. Боровский писал, что в ряде рассказов Андреева заметно желание «вскрыть» чувства добрые «под грубой оболочкой опустившегося человека — именно то, что так удавалось М. Горькому». В некоторых рассказах Андреева («На реке», 1900; «Весной», 1902) звучит пафос жизнеутверждения. Их герои живут мыслью об иной жизни, в мечтах устремляются в смутную даль («В темную даль», 1900; «Весенние обещания», 1902).
В декабре 1902 года в журнале «Русское богатство» был напечатан рассказ Андреева «Иностранец», привлекающий силой, с которой выражена любовь к родине. Рассказ был воспринят как значительное явление в творчестве писателя, как свидетельство его интереса к общественным проблемам. Знаменателен в этой связи инцидент, происшедший в Киеве 23 ноября 1902 года: Андреев должен был читать рассказ на вечере в пользу нуждающихся студентов Киевского университета. Однако за несколько дней до этого на запрос киевского генерал-губернатора была получена телеграмма московского полицмейстера Трепова: «Андреев неблагонадежен». И автор был отстранен от участия в вечере, его рассказ прочитал актер И. Булатов.
К этому времени Л. Андреев становится широко известным писателем. Едва ли не каждый рассказ его встречается немедленным откликом в печати. О нем писали не только в Москве и Петербурге — имя Андреева часто можно было увидеть на страницах газет и журналов Украины — в Киеве, Харькове, Одессе, Житомире. На Украине появляются первые книги о писателе: в 1903 году в Одессе выходит книжка Н. Геккера «Л. Андреев и его произведения», в Киеве в 1907 году — «Л. Андреев как художник, психолог и мыслитель» И. Баранова. В 1908 и в последующие годы в Черновцах, Каменец-Подольске, Коломне выходят сборники рассказов, отдельные произведения Андреева в переводе на украинский язык: «Оповь дання», «Дзвш на сполох» («Набат»), «В льоху» («В подвале»), . «Семеро повешених», «Любов до ближнього», «Черт маски»; последнее произведение снабжено послесловием М. Яцкива.