Френсис Бэкон
1 Введение.
У начала новой европейской философии возвышается коло-
ритная фигура Фрэнсиса Бэкона .<br>
Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы,
максимы его практической философии и слова торжественного
гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспе-
риментальной науки .<br>
По крайней мере три идейных фактора определили формирова-
ние и характер новой европейской философии--
возрождение античных ценностей ,религиозная реформация
и развитие естествознания .<br>
И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях
Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения
и зачинателя философии нового времени .
<br>
Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией
английского номинализма и эмпиризма подготовили почву
для бэконовской филосовской реформации .
Его философия была продолжением натурализма Возрождения
, который он вместе с тем освобождал от пантеизма ,
миститизма и различных суеверий .
Продолжением и вместе с тем его завершением .
Остатки органистических воззрений сочетались в ней с на-
чалами аналитического метода ,<br>
поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм
с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем выска-
заться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот
последний мощный всплеск культуры Возрождения , который
породил запоздалый, кратковременный и напряженный
английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев-
ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего
Просвещения.
И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в
философии роль реворматора .
Но обставлена она была классическими декорациями .
Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость
философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма
ее компетенции примыкал к классической античной традиции
, одновременно придавая этому понятию и то широкое значе-
ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг-
ло-саксонском обиходе .
Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви-
дел ее задачу в изучении как природы , так и человека
с некоторой методологичеки единой точки зрения .
И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в
философии , если только он не обсуждает специальные
естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях
умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот-
носится с непосредственным эначением этого древнегреческого
термина << философия >>-- любомудрие .
Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона --
философией далекого английского Возрождения,мы находим в
нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и
традиционалистские , научные и поэтические ,
мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков ,
и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые
побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастрое-
ний.
Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая
жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре-
тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками
.Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро-
зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах
будующих поколений .
Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена
на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в
жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на
ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он
занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую
стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и
принципы организации в будующем обществе .
Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae
Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения
,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной про-
никновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом .
В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон
утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью
самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради муд-
рости.Конечная цель науки --изобретения и открытия .
<< Разве можно не считаться с тем ,-восклицает он ,-что
дальние плавания и путешествия которые так участились в наше
время , открыли и показали в природе множество вещей ,могущих
пролить новый свет на философию . И конечно ,было бы постыдно
,если бы в то время ,как границы материального мира -земли
,моря и звезд - так широко раздвинулись , умственный мир про-
должал оставаться в тесных пределах того , что было открыто
древними >> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много ав-
торам ,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов
и источника всякого авторитета .
<< Истина -- дочь Времени ,а не Авторитета>>,--бросает он
свой знаменитый афоризм .
Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая
жизнь академического признанного и канонизированного литера-
турного наследия -еще одного мнения среди множества уже изоб-
ретенных человечеством .
Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных
принципов самой человеческой жизни , которому <<завершение
даст судьба человеческого рода ,причем такое ,какое,быть может
при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или
представить >>.
В известном смысле он оказался прав .
И сейчас ,столетия спустя ,мы как бы вновь осознаем про-
роческую силу предсказания этого герольда новой науки .
2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .
Он родился 22 января 1561 года в Лондоне ,в Йорк -Хаузе на
Стренде ,в семье одного из высших сановников елизаветинского
двора ,сэра Николоса Бэкона.
Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити кол-
ледж в Кембридж .
Печать этой классической выучки отметит все последующее
творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с
сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля
,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов ,но бесплод-
ной в отношении всего ,что могло бы служить пользе челове-
ческой жизни.
Желая подготовить сына к государственной службе ,Николас
Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж ,где он при-
общается к составу английского посольства .Франция дала ему
превосходный урок политического образования .
Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако-
миться с политической жизнью и других стран континента .
Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона
возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпора-
цию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи-
лософию.
В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин ,
где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора .
В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону
литературную известность,-томик небольших эссена религиозные
,моральные иполитические темы.
В нем содержался и первый вариант его << Опытов или
наставлений нравственных и политических >>.
За год до смерти в посвящении к третьему английскому из-
данию он признается ,что из всех его произведений << Опыты >>
получили наибольшее распространение .
<< Они принадлежат к лучшим плодам ,которые божьей ми-
лостью могло принести мое перо >>.
В следующем году он назначается штатным королевским адво-
катом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще че-
рез пять лет -должность генерал -атторнея---высшего
юрисконсульта короны.
Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско-
литературного творчества .
В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и
успеха знания ,божественного и человеческого >>, в котором
обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею
их классификации . Это был прообраз его труда << О достоинстве
и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого
восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других
разделов << Великого Восстановления >>.
В ряде работ , над которыми он трудился в течении
1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получив-
ших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>.
В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований
античных мифов << О мудрости древних >>.
В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расши-
ренное издание << Опытов или наставлений >>.
В то же время им были закончены << Описание интеллекту-
ального мира >> и << Теория неба >>.
В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый ор-
ганон >> , содержащий его учение о методе и теорию индукции ,
по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального
труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>.
Он работает над кодификацией английских законов
и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье анг-
лийское и латинское издания << Опытов или наставлений >>
и цикл работ по << Естественной и экспериментальной исто-
риии>>;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд
<< О достоинстве и приумножении наук >> ( 1623г.) -первую
часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения
,новые и старые >> ( 1625г.) .
В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над
трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о
Купедоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлан-
тиды >>
Весной 1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года
Бэкон скончался.
3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ .
В своем произведении << Великое Восстановление Наук >>
многозначительно названном << Величайшее порождение вре-
мени >> , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной
реформы человеческого знания на базе утверждения опытного ме-
тода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым
риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел
<< Великого Восстановления Наук >> ---
Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением
времени , чем своего ума .
Его план он опубликовал в 1620 году вместе с << Новым Ор-
ганоном >> . Это был грандиозный замысел .
Его первая часть << Разделение наук >> призвана была дать
обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний
и указать темы ,которые прежде всего нуждаются в дальней-
шем изучении .
Вторую часть составлял << Новый Органон или указания для
истолккования природы >>.
Здесь излагалось учение о методе познания как <<законном
сочетании способностей опыта и разума>> и <<истинной помощи>>
разума в исследованиях вещей .
В противоположность дедуктивной логической теории аристоте-
левского <<Органона>> Бэкон выдвигает индуктивную концепцию
научного познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о
определенная методика их анализа и обобщения .
Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэ-
коновского замысла и вместе с тем последний систематически
разработанный раздел его <<Великого Восстановления Наук >>.
Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению
и систематизации различных природных фактов,свойств и явле-
ний,естественнонаучных наблюдений и экспериментов,которые,сог-
ласно его концепции ,должны были стать исходным материалом для
последуещего индуктивного обобщения.
Небольшой набросок этой части <<Приготовление к естест-
венной и экспериментальной истории,или План естественной и
экспериментальной истории,способной служить надлежащим основа-
нием и базой истинной философии >>появился в 1620 году в одном
томе с <<Новым Органоном>>.
В четвертой части <<Лестнице разума >>на частных,но ти-
пичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстри-
рован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного
открытия,методика которого изложена в << Новом Органоиде >>.
К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление.
Только предисловие им было написано и к пятой части
<<Предвестию ,или Предварению второй философии >>.
Она должна была содержать предвосхищения подлинно научно-
го объяснения явлений природы ,предварительные результаты
собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные
надлежащим образом строго научным методом .
Что же касается последней ,шестой части <<Второй филисофии или
Действенной науки>>,то есть взятой в самом широком объеме
сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной
им методологии ,то Бэкон скромно признавался :дать завершающую
ее картину -<< дело ,превышающее и наши силы,и наши надежды>>.
Это дело он оставлял всему последующему развитию челове-
чества.Такова общая концепция и структура <<Великого Востанов-
ления>>.Она была связана не только с пропагандой научного зна-
ния и предчувствием зреющих в нем перемен ,но и с утверждением
новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением ре-
шающий роли в будуности человечества.
Итак,только истиное знание дает людям реальное могущество
и обеспечивает их способность изменять лицо мира;два челове-
ческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою
оптимальную равнодействующую .
В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской филосо-
фии ,по меткой характеристике Б.Фаррингтона ,-<<философии ин-
дустриапльной науки >>.
И здесь же коренится одна из глубоких причин столь про-
должительной популярности его взглядов .
3 ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ .
Как особая область знания философия , по Бэкону ,сущест-
вует наряду с историей ,поэзией и боговдохновенной теологией .
История соответствует памяти,поэзия -воображению ,филосо-
фия - рассудку :<<Наиболее правильным разделением человеческо-
го знания является то,которое исходит из трех способностей ра-
зумной души>>.
Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на
соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная
сфера бытия .При этом он замечает ,<< что все деления наук
должны мыслиться и проводиться таким образом ,чтобы они лишь
намечали или указывали различия наук , а не рассекали и
разрывали их , с тем чтобы никогда не допускать нарушения неп-
рерывной связи между ними >>.
Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с
чувственными впечатлениями от предметов ,а с абстрактными по-
нятиями ,выведенными из них , соединением и разделением кото-
рых на основе законов природы и фактов самой действительности
она и занимается .Философия относится к области рассудка и по
существу включает в себя содержание всей теоретической науки .
Предмет ее трояк - бог, природа .человек.Соответственно этому
она делится на естественную теологию , естественную философию
и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соот-
ветствии с бэконовскими принципами <<Великого Восстановления
>>призвана составить <<вторую филисофию , или действенную нау-
ку,не созерцающую и констатирующую ,а открывающую и изобретаю-
щую .
<<Второй философии>>Бэкон противопоставляет <<первую фи-
лософию >>или <<мудрость>>,которая выступает некоей всеобщей
материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих
наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих
качеств сущего.
Задача <<первой философии>>-показать единство природы пу-
тем выявления и систематизации общих и основополагающих прин-
ципов и аксиом ,применимых в самых рапзличных областях знания.
Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий
предмет внимания Бэкона ,и какие бы филосовские вопросы он ни
затрагивал,подлиннойнаукой для него оставались изучение приро-
ды,естественная философия .
Фундамент естественной ф
илософии составляет естественная
история.Однако фактическая констатация и описание тех или
иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют те-
оритической науки ,которая всегда есть знание причин .
Таковой в естественной философии выступают физика и мета-
физика.Физика изучает общие начала вещей ,систему и строение
Вселенной ,а также все многообразие объектов природы.
При этом физика интересуется материальными и действующими
причинами явлений ,причинами более частными и изменчивыми по
сравнению с теми которые составляют предмет метафизики.
Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и
неизменное ,чем материальная и действующая причины ,а именно
форму и конечную величину.
Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл
там,где речь идет о человеческих действиях,а поэтому как раз-
дел естественной философии метафизика должна прежде всего
исследовать формы ,<<охватывающие единство природы в несходных
материях>>,в то время как собственно физика имеет дело с пре-
ходящими и как бы внешними носителями этих форм.
Великим приложением к естественной философии ,как теоре-
тической ,так и практической он считал математику .
Строго говоря ,математика даже составляет часть метафизи-
ки ,ибо количество ,которое является ее предметом ,приложенное
к материи ,есть своего рода мера природы и условие множества
природных явлений ,а поэтому и одна из ее сущностных форм .
4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .
Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют
центральное содержание его философии человека и вместе с тем
тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мо-
тивов ,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения
.Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и
чувственную.Первая-боговдохновенная ,вторая - подобная душе
животных :первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из на-
бора материальных элементов и является органом разумной души.
Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и при-
роде ,о том,врождена ли она или привнесена извне ,он оставляет
компетенции религии .
<<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в фи-
лософии более глубокое и тщательное исследование по сравнению
с тем состоянием ,в котором они находятся в настоящее время
,тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы
на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они по-
лучили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием
тех заблуждений ,которые могут породить у философов данные
чувственных восприятий >>.
5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД .
Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось
не только в регламентации свободы научной мысли религиозными
догматами и предписаниями авторитетов ,но и в отсутствии ка-
ких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла .
Схоластика была "книжной" наукой ,то есть пользовалась
сведениями ,полученными из книг .
Ощущался не недостаток не столько в идеях ,сколько в ме-
тоде для получения новых открытий ,в том твердом основании ,на
котором только и могло быть воздвигнуто здание критически вы-
веренного и вместе с тем позитивного научного знания - в орга-
низации эффективного экспериментального исследования .
Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и
положено во главу угла как его критики ,так и его метода.
Его заслуга ,в частности ,состоит в том ,что он со всей
определенностью подчеркнул:научное знание проистекает изопыта
,не просто из непосредственных чувствительеных данных ,а имен-
но из целенаправленного организованного опыта , эксперимента.
Боле того ,наука не может строиться просто на не-
посредственных данных чувства.
В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы на-
ходим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где
Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модифи-
кации экспериментировани , в частности изменение ,распростра-
нение ,перенос ,инверсию ,усиление и соединение экспериментов .
Изменение эксперимента - это такая операция ,когда ка-
кой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами по-
добного же рода или с теми же объектами ,но при других услови-
ях .
Следующая операция-распростронение эксперимента - связана
с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой
его в более утонченной форме .
Перенос эксперимента бывает троякий :из природы в
искусство ,из одного технического искусства или вида практики
в другой ,из одной части искусства в другую часть того же
искусства .
Инверсия эксперимента имеет место тогда ,когда доказыва-
ется противоположное тому ,что уже известно из опыта .
Под усилением эксперимента понимается доведение его до
потери исследуемого свойства .
Соединение эксперимента - это объединение в единое целое
нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ".
Оно используется там ,где отдельные опыты не приносят же-
лаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эф-
фект .
И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента та-
кими замечательными словами:
"... не нужно падать духом и приходить в отчаяние
,если эксперименты ,которым отдано столько сил ,не
приводят к желаемому результату .Конечно , успех опыта значи-
тельно приятнее ,но и неудача часто обогащает нас новыми зна-
ниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это неп-
рестанно ) ,что к светоносным опытам следует стремиться еще
настойчевее , чем к плодоносным ".
Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Орга-
ноне>>,она по существу смыкается с его учением об индукции .
6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ .
Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых
природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные
обоснования .
Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са-
мой же природы ,из фактов опыта .
Иной альтернативы в научном познании не сущуствует .
Самое главное - это найти правильный метод анализа и
обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в
сущность исследуемых явлений .
Основным методом исследования в естественной философии
является индукция .
Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании
простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа-
ев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч-
ным результатам .
И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип
научной индукции ,"которая производила бы в опыте разделение и
отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не-
обходимые выводы ".
В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный
опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив-
ных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком
,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа-
ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода .
Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки
индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона
с его аналитической методологией и филосовской метафизикой .
Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлде-
ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ-
кон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные
физмческие тела .
Во-вторых ,задача бэконовской индукции - выявить "форму",
в перипатетической терминологии "формальную" причину ,а отнюдь
не "действующую" или "материальную" ,которые,по его мнению
,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су-
щественно связаны с теми или иными простыми свойствами .
Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического
исследования , а как метод выработки фундаментальных теорети-
ческих понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался
, естественной философии .
Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его
филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учени-
ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при-
чинной зависимости .
Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса
Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей
науки .
Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной
методологии не относился к своему учению как к истине в
последней инстанции .
Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим
."Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя приба-
вить,-писал Бэкон .-Наоборот ,рассматривая ум не только в его
собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы должны
установить ,что искусство открытия может расти вместе с откры-
тиями ".
7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ .
Интерес к античности пронизывает всю историю европейской
цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идей-
ных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то
на одних , то других источниках ,воплощался в различном их
толковании и использовании в той или иной связи .
И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв-
ращается к античной классике .
Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо-
фов,писателей ,историков ,поэтов и риторов .
Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды
наполминают ему о забытой в схоластической науке природе
вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте .
В том ,что "все они определяли материю как активную ,как
имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образован-
ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения
",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся-
кой истинной те есть опытной науки .
В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается
его отношение к трем основным сферам идейного наследия -
античной философии ,мифологии и христьянству .
Отношение Бэкона к античности по своему продумано.
Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и
использует взятое для подтверждения идей и установок сво-
его мировозрения .
Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под-
ход отличается как от эмпирического описательства , так и от
простой констатации самосознания этого прошлого , понимание
его "изнутри" его концепции и эпохи .
Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой
,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове-
ческого духа .
Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери-
альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей
способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными
средствами .
8 ЭТИКА
Античная этика была по преимуществу учением о добродетели
и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол-
жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным .
Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и
организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори-
ентируемое кажущимися ,мнимыми благами .
Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного
блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца-
тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво-
рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме-
натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен-
ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ-
них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков .
Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст-
ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность
,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде-
нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой
жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения
. И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага
есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее
треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо-
гут служить основой для того подлинного душевного здоровья
,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам
судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг
,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире .
И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида-
вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают
людей теснее ,.чем долг.
Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут
разрабатывать многие английские моралисты .
9 ОПЫТЫ .
Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и
политеческими >> сопровождала его всю жизнь .
С них началась известность Бэкона как писателя .
"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений
,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де-
лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших
плодов своего творчества .
Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в
1597 году.
Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло
вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были
исправлены и дополнены .
Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских ,
этических и социально-политических воззрений Бэкона ,
они принадлежат более английской литературе ,чем филосо-
фии .Их язык и стилистика беллетристичны.
Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными
из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха-
рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения-
ми и умозрительными конструкциями .
И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и
книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно.
Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов",
об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических
переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно-
гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые
жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи-
тать сами эссэ .
В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей
,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий
в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы .
В других к вам обращается человек ,умудренный житейским
опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са-
мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об-
наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при-
дирпчивый и объективный судья поступков .
Но помимо политического и практического сознания "Опыты"
содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой
психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов
,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа-
циях .
Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове-
ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит
свои заключения .
Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань
"Опытов"
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Провозгласив великое значение естествознания и техни-
ческих изобретений для человеческого могущества в практике
,Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто
долгая жизнь академически признаного и канонизированного лите-
ратурного наследия ,еще одного мнения среди множества уже
изобретенных человечеством .
Он считал ,что со временем идея эта станет одним из
конструктивных принципов всей человеческой жизни ,которому
"завершение даст судьба человеческого рода ,притом такое какое
,пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов ,нелегко
постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав
. И сейчас столития спустя ,мы как бы сызнова осознаем проро-
ческую силу предсказания этого герольда новой науки ,но к не-
истощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современ-
ника примешивается и горечь за все перипетии ,пережитые на
этом пути в прошлом ,и тревога за то ,что ожидает нас в буду-
щем .
история.Однако фактическая констатация и описание тех или
иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют те-
оритической науки ,которая всегда есть знание причин .
Таковой в естественной философии выступают физика и мета-
физика.Физика изучает общие начала вещей ,систему и строение
Вселенной ,а также все многообразие объектов природы.
При этом физика интересуется материальными и действующими
причинами явлений ,причинами более частными и изменчивыми по
сравнению с теми которые составляют предмет метафизики.
Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и
неизменное ,чем материальная и действующая причины ,а именно
форму и конечную величину.
Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл
там,где речь идет о человеческих действиях,а поэтому как раз-
дел естественной философии метафизика должна прежде всего
исследовать формы ,<<охватывающие единство природы в несходных
материях>>,в то время как собственно физика имеет дело с пре-
ходящими и как бы внешними носителями этих форм.
Великим приложением к естественной философии ,как теоре-
тической ,так и практической он считал математику .
Строго говоря ,математика даже составляет часть метафизи-
ки ,ибо количество ,которое является ее предметом ,приложенное
к материи ,есть своего рода мера природы и условие множества
природных явлений ,а поэтому и одна из ее сущностных форм .
4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .
Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют
центральное содержание его философии человека и вместе с тем
тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мо-
тивов ,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения
.Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и
чувственную.Первая-боговдохновенная ,вторая - подобная душе
животных :первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из на-
бора материальных элементов и является органом разумной души.
Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и при-
роде ,о том,врождена ли она или привнесена извне ,он оставляет
компетенции религии .
<<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в фи-
лософии более глубокое и тщательное исследование по сравнению
с тем состоянием ,в котором они находятся в настоящее время
,тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы
на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они по-
лучили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием
тех заблуждений ,которые могут породить у философов данные
чувственных восприятий >>.
5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД .
Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось
не только в регламентации свободы научной мысли религиозными
догматами и предписаниями авторитетов ,но и в отсутствии ка-
ких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла .
Схоластика была "книжной" наукой ,то есть пользовалась
сведениями ,полученными из книг .
Ощущался не недостаток не столько в идеях ,сколько в ме-
тоде для получения новых открытий ,в том твердом основании ,на
котором только и могло быть воздвигнуто здание критически вы-
веренного и вместе с тем позитивного научного знания - в орга-
низации эффективного экспериментального исследования .
Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и
положено во главу угла как его критики ,так и его метода.
Его заслуга ,в частности ,состоит в том ,что он со всей
определенностью подчеркнул:научное знание проистекает изопыта
,не просто из непосредственных чувствительеных данных ,а имен-
но из целенаправленного организованного опыта , эксперимента.
Боле того ,наука не может строиться просто на не-
посредственных данных чувства.
В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы на-
ходим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где
Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модифи-
кации экспериментировани , в частности изменение ,распростра-
нение ,перенос ,инверсию ,усиление и соединение экспериментов .
Изменение эксперимента - это такая операция ,когда ка-
кой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами по-
добного же рода или с теми же объектами ,но при других услови-
ях .
Следующая операция-распростронение эксперимента - связана
с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой
его в более утонченной форме .
Перенос эксперимента бывает троякий :из природы в
искусство ,из одного технического искусства или вида практики
в другой ,из одной части искусства в другую часть того же
искусства .
Инверсия эксперимента имеет место тогда ,когда доказыва-
ется противоположное тому ,что уже известно из опыта .
Под усилением эксперимента понимается доведение его до
потери исследуемого свойства .
Соединение эксперимента - это объединение в единое целое
нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ".
Оно используется там ,где отдельные опыты не приносят же-
лаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эф-
фект .
И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента та-
кими замечательными словами:
"... не нужно падать духом и приходить в отчаяние
,если эксперименты ,которым отдано столько сил ,не
приводят к желаемому результату .Конечно , успех опыта значи-
тельно приятнее ,но и неудача часто обогащает нас новыми зна-
ниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это неп-
рестанно ) ,что к светоносным опытам следует стремиться еще
настойчевее , чем к плодоносным ".
Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Орга-
ноне>>,она по существу смыкается с его учением об индукции .
6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ .
Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых
природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные
обоснования .
Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са-
мой же природы ,из фактов опыта .
Иной альтернативы в научном познании не сущуствует .
Самое главное - это найти правильный метод анализа и
обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в
сущность исследуемых явлений .
Основным методом исследования в естественной философии
является индукция .
Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании
простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа-
ев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч-
ным результатам .
И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип
научной индукции ,"которая производила бы в опыте разделение и
отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не-
обходимые выводы ".
В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный
опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив-
ных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком
,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа-
ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода .
Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки
индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона
с его аналитической методологией и филосовской метафизикой .
Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлде-
ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ-
кон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные
физмческие тела .
Во-вторых ,задача бэконовской индукции - выявить "форму",
в перипатетической терминологии "формальную" причину ,а отнюдь
не "действующую" или "материальную" ,которые,по его мнению
,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су-
щественно связаны с теми или иными простыми свойствами .
Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического
исследования , а как метод выработки фундаментальных теорети-
ческих понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался
, естественной философии .
Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его
филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учени-
ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при-
чинной зависимости .
Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса
Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей
науки .
Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной
методологии не относился к своему учению как к истине в
последней инстанции .
Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим
."Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя приба-
вить,-писал Бэкон .-Наоборот ,рассматривая ум не только в его
собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы должны
установить ,что искусство открытия может расти вместе с откры-
тиями ".
7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ .
Интерес к античности пронизывает всю историю европейской
цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идей-
ных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то
на одних , то других источниках ,воплощался в различном их
толковании и использовании в той или иной связи .
И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв-
ращается к античной классике .
Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо-
фов,писателей ,историков ,поэтов и риторов .
Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды
наполминают ему о забытой в схоластической науке природе
вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте .
В том ,что "все они определяли материю как активную ,как
имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образован-
ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения
",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся-
кой истинной те есть опытной науки .
В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается
его отношение к трем основным сферам идейного наследия -
античной философии ,мифологии и христьянству .
Отношение Бэкона к античности по своему продумано.
Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и
использует взятое для подтверждения идей и установок сво-
его мировозрения .
Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под-
ход отличается как от эмпирического описательства , так и от
простой констатации самосознания этого прошлого , понимание
его "изнутри" его концепции и эпохи .
Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой
,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове-
ческого духа .
Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери-
альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей
способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными
средствами .
8 ЭТИКА
Античная этика была по преимуществу учением о добродетели
и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол-
жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным .
Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и
организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори-
ентируемое кажущимися ,мнимыми благами .
Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного
блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца-
тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво-
рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме-
натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен-
ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ-
них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков .
Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст-
ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность
,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде-
нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой
жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения
. И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага
есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее
треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо-
гут служить основой для того подлинного душевного здоровья
,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам
судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг
,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире .
И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида-
вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают
людей теснее ,.чем долг.
Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут
разрабатывать многие английские моралисты .
9 ОПЫТЫ .
Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и
политеческими >> сопровождала его всю жизнь .
С них началась известность Бэкона как писателя .
"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений
,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де-
лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших
плодов своего творчества .
Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в
1597 году.
Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло
вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были
исправлены и дополнены .
Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских ,
этических и социально-политических воззрений Бэкона ,
они принадлежат более английской литературе ,чем филосо-
фии .Их язык и стилистика беллетристичны.
Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными
из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха-
рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения-
ми и умозрительными конструкциями .
И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и
книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно.
Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов",
об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических
переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно-
гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые
жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи-
тать сами эссэ .
В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей
,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий
в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы .
В других к вам обращается человек ,умудренный житейским
опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са-
мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об-
наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при-
дирпчивый и объективный судья поступков .
Но помимо политического и практического сознания "Опыты"
содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой
психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов
,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа-
циях .
Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове-
ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит
свои заключения .
Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань
"Опытов"
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Провозгласив великое значение естествознания и техни-
ческих изобретений для человеческого могущества в практике
,Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто
долгая жизнь академически признаного и канонизированного лите-
ратурного наследия ,еще одного мнения среди множества уже
изобретенных человечеством .
Он считал ,что со временем идея эта станет одним из
конструктивных принципов всей человеческой жизни ,которому
"завершение даст судьба человеческого рода ,притом такое какое
,пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов ,нелегко
постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав
. И сейчас столития спустя ,мы как бы сызнова осознаем проро-
ческую силу предсказания этого герольда новой науки ,но к не-
истощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современ-
ника примешивается и горечь за все перипетии ,пережитые на
этом пути в прошлом ,и тревога за то ,что ожидает нас в буду-
щем .