Френсис Бэкон


Френсис Бэкон
1 Введение.

У начала новой европейской философии возвышается коло-

ритная фигура Фрэнсиса Бэкона .<br>

Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы,

максимы его практической философии и слова торжественного

гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспе-

риментальной науки .<br>

По крайней мере три идейных фактора определили формирова-

ние и характер новой европейской философии--

возрождение античных ценностей ,религиозная реформация

и развитие естествознания .<br>

И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях

Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения

и зачинателя философии нового времени .

<br>

Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией

английского номинализма и эмпиризма подготовили почву

для бэконовской филосовской реформации .

Его философия была продолжением натурализма Возрождения

, который он вместе с тем освобождал от пантеизма ,

миститизма и различных суеверий .

Продолжением и вместе с тем его завершением .

Остатки органистических воззрений сочетались в ней с на-

чалами аналитического метода ,<br>

поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм

с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем выска-

заться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот

последний мощный всплеск культуры Возрождения , который

породил запоздалый, кратковременный и напряженный

английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев-

ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего

Просвещения.

И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в

философии роль реворматора .

Но обставлена она была классическими декорациями .

Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость

философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма

ее компетенции примыкал к классической античной традиции

, одновременно придавая этому понятию и то широкое значе-

ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг-

ло-саксонском обиходе .

Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви-

дел ее задачу в изучении как природы , так и человека

с некоторой методологичеки единой точки зрения .

И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в

философии , если только он не обсуждает специальные

естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях

умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот-

носится с непосредственным эначением этого древнегреческого

термина << философия >>-- любомудрие .

Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона --

философией далекого английского Возрождения,мы находим в

нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и

традиционалистские , научные и поэтические ,

мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков ,

и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые

побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастрое-

ний.

Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая

жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре-

тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками

.Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро-

зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах

будующих поколений .

Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена

на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в

жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на

ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. Он

занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую

стратегию,определяя генеральные маршруты ее продвижения и

принципы организации в будующем обществе .

Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae

Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения

,провозглашалась им с многозночительностью ,афористичной про-

никновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом .

В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон

утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью

самой по себе,знанием ради знания ,мудрости ради муд-

рости.Конечная цель науки --изобретения и открытия .

<< Разве можно не считаться с тем ,-восклицает он ,-что

дальние плавания и путешествия которые так участились в наше

время , открыли и показали в природе множество вещей ,могущих

пролить новый свет на философию . И конечно ,было бы постыдно

,если бы в то время ,как границы материального мира -земли

,моря и звезд - так широко раздвинулись , умственный мир про-

должал оставаться в тесных пределах того , что было открыто

древними >> . И Бэкон призывает не воздавать слишком много ав-

торам ,не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов

и источника всякого авторитета .

<< Истина -- дочь Времени ,а не Авторитета>>,--бросает он

свой знаменитый афоризм .

Бэкон верил ,что идее его философии суждена не просто долгая

жизнь академического признанного и канонизированного литера-

турного наследия -еще одного мнения среди множества уже изоб-

ретенных человечеством .

Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных

принципов самой человеческой жизни , которому <<завершение

даст судьба человеческого рода ,причем такое ,какое,быть может

при настоящем положении вещей и умов не легко постигнуть или

представить >>.

В известном смысле он оказался прав .

И сейчас ,столетия спустя ,мы как бы вновь осознаем про-

роческую силу предсказания этого герольда новой науки .

2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .

Он родился 22 января 1561 года в Лондоне ,в Йорк -Хаузе на

Стренде ,в семье одного из высших сановников елизаветинского

двора ,сэра Николоса Бэкона.

Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити кол-

ледж в Кембридж .

Печать этой классической выучки отметит все последующее

творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с

сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля

,по его мнению ,пригодной для изощренных диспутов ,но бесплод-

ной в отношении всего ,что могло бы служить пользе челове-

ческой жизни.

Желая подготовить сына к государственной службе ,Николас

Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж ,где он при-

общается к составу английского посольства .Франция дала ему

превосходный урок политического образования .

Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознако-

миться с политической жизнью и других стран континента .

Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона

возвратиться в Англию .Бэкон поступает в юридическую корпора-

цию ,где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и фи-

лософию.

В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин ,

где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора .

В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону

литературную известность,-томик небольших эссена религиозные

,моральные иполитические темы.

В нем содержался и первый вариант его << Опытов или

наставлений нравственных и политических >>.

За год до смерти в посвящении к третьему английскому из-

данию он признается ,что из всех его произведений << Опыты >>

получили наибольшее распространение .

<< Они принадлежат к лучшим плодам ,которые божьей ми-

лостью могло принести мое перо >>.

В следующем году он назначается штатным королевским адво-

катом ,в 1607 году получает пост генерал-солиситора ,а еще че-

рез пять лет -должность генерал -атторнея---высшего

юрисконсульта короны.

Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско-

литературного творчества .

В 1605 году Бэкон публикует трактат << О значении и

успеха знания ,божественного и человеческого >>, в котором

обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею

их классификации . Это был прообраз его труда << О достоинстве

и преумножении наук >>, начало воплощения плана << Великого

восстановления Наук>>. Параллельно шло обдумывание и других

разделов << Великого Восстановления >>.

В ряде работ , над которыми он трудился в течении

1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получив-

ших впоследствии развитие в << Новом Органоне >>.

В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований

античных мифов << О мудрости древних >>.

В 1612 году он подготавливает второе ,значительно расши-

ренное издание << Опытов или наставлений >>.

В то же время им были закончены << Описание интеллекту-

ального мира >> и << Теория неба >>.

В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый << Новый ор-

ганон >> , содержащий его учение о методе и теорию индукции ,

по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального

труда своей жизни << Великого Восстановления Наук >>.

Он работает над кодификацией английских законов

и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье анг-

лийское и латинское издания << Опытов или наставлений >>

и цикл работ по << Естественной и экспериментальной исто-

риии>>;печатает свой самый обЪемистый и систематический труд

<< О достоинстве и приумножении наук >> ( 1623г.) -первую

часть << Великого Восстановления >> и сборник << Изречения

,новые и старые >> ( 1625г.) .

В эти же годы он работал ,так и не успев их окончить ,над

трактатами << О началах и истоках в соответствии с мифами о

Купедоне и о небе >> и окончательным вариантом << Новой Атлан-

тиды >>

Весной 1626 года он простудился ,а 9 апреля 1626 года

Бэкон скончался.

3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ .

В своем произведении << Великое Восстановление Наук >>

многозначительно названном << Величайшее порождение вре-

мени >> , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной

реформы человеческого знания на базе утверждения опытного ме-

тода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым

риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел

<< Великого Восстановления Наук >> ---

Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением

времени , чем своего ума .

Его план он опубликовал в 1620 году вместе с << Новым Ор-

ганоном >> . Это был грандиозный замысел .

Его первая часть << Разделение наук >> призвана была дать

обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний

и указать темы ,которые прежде всего нуждаются в дальней-

шем изучении .

Вторую часть составлял << Новый Органон или указания для

истолккования природы >>.

Здесь излагалось учение о методе познания как <<законном

сочетании способностей опыта и разума>> и <<истинной помощи>>

разума в исследованиях вещей .

В противоположность дедуктивной логической теории аристоте-

левского <<Органона>> Бэкон выдвигает индуктивную концепцию

научного познания,в основе которой лежат опыт и эксперимент о

определенная методика их анализа и обобщения .

Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэ-

коновского замысла и вместе с тем последний систематически

разработанный раздел его <<Великого Восстановления Наук >>.

Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению

и систематизации различных природных фактов,свойств и явле-

ний,естественнонаучных наблюдений и экспериментов,которые,сог-

ласно его концепции ,должны были стать исходным материалом для

последуещего индуктивного обобщения.

Небольшой набросок этой части <<Приготовление к естест-

венной и экспериментальной истории,или План естественной и

экспериментальной истории,способной служить надлежащим основа-

нием и базой истинной философии >>появился в 1620 году в одном

томе с <<Новым Органоном>>.

В четвертой части <<Лестнице разума >>на частных,но ти-

пичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстри-

рован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного

открытия,методика которого изложена в << Новом Органоиде >>.

К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление.

Только предисловие им было написано и к пятой части

<<Предвестию ,или Предварению второй философии >>.

Она должна была содержать предвосхищения подлинно научно-

го объяснения явлений природы ,предварительные результаты

собственных наблюдений и открытий автора,еще непроверенные

надлежащим образом строго научным методом .

Что же касается последней ,шестой части <<Второй филисофии или

Действенной науки>>,то есть взятой в самом широком объеме

сичстемы научного знания,построенного на базе сформулированной

им методологии ,то Бэкон скромно признавался :дать завершающую

ее картину -<< дело ,превышающее и наши силы,и наши надежды>>.

Это дело он оставлял всему последующему развитию челове-

чества.Такова общая концепция и структура <<Великого Востанов-

ления>>.Она была связана не только с пропагандой научного зна-

ния и предчувствием зреющих в нем перемен ,но и с утверждением

новых целей науки,ее общественого престижа и предвидением ре-

шающий роли в будуности человечества.

Итак,только истиное знание дает людям реальное могущество

и обеспечивает их способность изменять лицо мира;два челове-

ческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою

оптимальную равнодействующую .

В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской филосо-

фии ,по меткой характеристике Б.Фаррингтона ,-<<философии ин-

дустриапльной науки >>.

И здесь же коренится одна из глубоких причин столь про-

должительной популярности его взглядов .

3 ПЕРВАЯ,ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ .

Как особая область знания философия , по Бэкону ,сущест-

вует наряду с историей ,поэзией и боговдохновенной теологией .

История соответствует памяти,поэзия -воображению ,филосо-

фия - рассудку :<<Наиболее правильным разделением человеческо-

го знания является то,которое исходит из трех способностей ра-

зумной души>>.

Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на

соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная

сфера бытия .При этом он замечает ,<< что все деления наук

должны мыслиться и проводиться таким образом ,чтобы они лишь

намечали или указывали различия наук , а не рассекали и

разрывали их , с тем чтобы никогда не допускать нарушения неп-

рерывной связи между ними >>.

Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с

чувственными впечатлениями от предметов ,а с абстрактными по-

нятиями ,выведенными из них , соединением и разделением кото-

рых на основе законов природы и фактов самой действительности

она и занимается .Философия относится к области рассудка и по

существу включает в себя содержание всей теоретической науки .

Предмет ее трояк - бог, природа .человек.Соответственно этому

она делится на естественную теологию , естественную философию

и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соот-

ветствии с бэконовскими принципами <<Великого Восстановления

>>призвана составить <<вторую филисофию , или действенную нау-

ку,не созерцающую и констатирующую ,а открывающую и изобретаю-

щую .

<<Второй философии>>Бэкон противопоставляет <<первую фи-

лософию >>или <<мудрость>>,которая выступает некоей всеобщей

материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих

наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих

качеств сущего.

Задача <<первой философии>>-показать единство природы пу-

тем выявления и систематизации общих и основополагающих прин-

ципов и аксиом ,применимых в самых рапзличных областях знания.

Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий

предмет внимания Бэкона ,и какие бы филосовские вопросы он ни

затрагивал,подлиннойнаукой для него оставались изучение приро-

ды,естественная философия .

Фундамент естественной ф
илософии составляет естественная

история.Однако фактическая констатация и описание тех или

иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют те-

оритической науки ,которая всегда есть знание причин .

Таковой в естественной философии выступают физика и мета-

физика.Физика изучает общие начала вещей ,систему и строение

Вселенной ,а также все многообразие объектов природы.

При этом физика интересуется материальными и действующими

причинами явлений ,причинами более частными и изменчивыми по

сравнению с теми которые составляют предмет метафизики.

Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и

неизменное ,чем материальная и действующая причины ,а именно

форму и конечную величину.

Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл

там,где речь идет о человеческих действиях,а поэтому как раз-

дел естественной философии метафизика должна прежде всего

исследовать формы ,<<охватывающие единство природы в несходных

материях>>,в то время как собственно физика имеет дело с пре-

ходящими и как бы внешними носителями этих форм.

Великим приложением к естественной философии ,как теоре-

тической ,так и практической он считал математику .

Строго говоря ,математика даже составляет часть метафизи-

ки ,ибо количество ,которое является ее предметом ,приложенное

к материи ,есть своего рода мера природы и условие множества

природных явлений ,а поэтому и одна из ее сущностных форм .

4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .

Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют

центральное содержание его философии человека и вместе с тем

тот пункт,в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мо-

тивов ,характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения

.Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и

чувственную.Первая-боговдохновенная ,вторая - подобная душе

животных :первая происходит от <<духа божия>>, вторая - из на-

бора материальных элементов и является органом разумной души.

Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и при-

роде ,о том,врождена ли она или привнесена извне ,он оставляет

компетенции религии .

<<И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в фи-

лософии более глубокое и тщательное исследование по сравнению

с тем состоянием ,в котором они находятся в настоящее время

,тем не менее мы считаем более правильным передать эти вопросы

на рассмотрение и определение религии,потому что иначе они по-

лучили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием

тех заблуждений ,которые могут породить у философов данные

чувственных восприятий >>.

5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось

не только в регламентации свободы научной мысли религиозными

догматами и предписаниями авторитетов ,но и в отсутствии ка-

ких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла .

Схоластика была "книжной" наукой ,то есть пользовалась

сведениями ,полученными из книг .

Ощущался не недостаток не столько в идеях ,сколько в ме-

тоде для получения новых открытий ,в том твердом основании ,на

котором только и могло быть воздвигнуто здание критически вы-

веренного и вместе с тем позитивного научного знания - в орга-

низации эффективного экспериментального исследования .

Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и

положено во главу угла как его критики ,так и его метода.

Его заслуга ,в частности ,состоит в том ,что он со всей

определенностью подчеркнул:научное знание проистекает изопыта

,не просто из непосредственных чувствительеных данных ,а имен-

но из целенаправленного организованного опыта , эксперимента.

Боле того ,наука не может строиться просто на не-

посредственных данных чувства.

В трактате <<О достоинстве и преумножении наук >> мы на-

ходим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где

Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модифи-

кации экспериментировани , в частности изменение ,распростра-

нение ,перенос ,инверсию ,усиление и соединение экспериментов .

Изменение эксперимента - это такая операция ,когда ка-

кой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами по-

добного же рода или с теми же объектами ,но при других услови-

ях .

Следующая операция-распростронение эксперимента - связана

с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой

его в более утонченной форме .

Перенос эксперимента бывает троякий :из природы в

искусство ,из одного технического искусства или вида практики

в другой ,из одной части искусства в другую часть того же

искусства .

Инверсия эксперимента имеет место тогда ,когда доказыва-

ется противоположное тому ,что уже известно из опыта .

Под усилением эксперимента понимается доведение его до

потери исследуемого свойства .

Соединение эксперимента - это объединение в единое целое

нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ".

Оно используется там ,где отдельные опыты не приносят же-

лаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эф-

фект .

И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента та-

кими замечательными словами:

"... не нужно падать духом и приходить в отчаяние

,если эксперименты ,которым отдано столько сил ,не

приводят к желаемому результату .Конечно , успех опыта значи-

тельно приятнее ,но и неудача часто обогащает нас новыми зна-

ниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это неп-

рестанно ) ,что к светоносным опытам следует стремиться еще

настойчевее , чем к плодоносным ".

Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в <<Новом Орга-

ноне>>,она по существу смыкается с его учением об индукции .

6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ .

Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых

природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные

обоснования .

Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са-

мой же природы ,из фактов опыта .

Иной альтернативы в научном познании не сущуствует .

Самое главное - это найти правильный метод анализа и

обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в

сущность исследуемых явлений .

Основным методом исследования в естественной философии

является индукция .

Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании

простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа-

ев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч-

ным результатам .

И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип

научной индукции ,"которая производила бы в опыте разделение и

отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не-

обходимые выводы ".

В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный

опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив-

ных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком

,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа-

ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода .

Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки

индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона

с его аналитической методологией и филосовской метафизикой .

Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлде-

ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ-

кон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные

физмческие тела .

Во-вторых ,задача бэконовской индукции - выявить "форму",

в перипатетической терминологии "формальную" причину ,а отнюдь

не "действующую" или "материальную" ,которые,по его мнению

,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су-

щественно связаны с теми или иными простыми свойствами .

Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического

исследования , а как метод выработки фундаментальных теорети-

ческих понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался

, естественной философии .

Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его

филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учени-

ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при-

чинной зависимости .

Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса

Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей

науки .

Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной

методологии не относился к своему учению как к истине в

последней инстанции .

Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим

."Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя приба-

вить,-писал Бэкон .-Наоборот ,рассматривая ум не только в его

собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы должны

установить ,что искусство открытия может расти вместе с откры-

тиями ".

7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ .

Интерес к античности пронизывает всю историю европейской

цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идей-

ных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то

на одних , то других источниках ,воплощался в различном их

толковании и использовании в той или иной связи .

И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв-

ращается к античной классике .

Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо-

фов,писателей ,историков ,поэтов и риторов .

Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды

наполминают ему о забытой в схоластической науке природе

вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте .

В том ,что "все они определяли материю как активную ,как

имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образован-

ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения

",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся-

кой истинной те есть опытной науки .

В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается

его отношение к трем основным сферам идейного наследия -

античной философии ,мифологии и христьянству .

Отношение Бэкона к античности по своему продумано.

Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и

использует взятое для подтверждения идей и установок сво-

его мировозрения .

Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под-

ход отличается как от эмпирического описательства , так и от

простой констатации самосознания этого прошлого , понимание

его "изнутри" его концепции и эпохи .

Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой

,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове-

ческого духа .

Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери-

альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей

способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными

средствами .

8 ЭТИКА

Античная этика была по преимуществу учением о добродетели

и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол-

жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным .

Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и

организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори-

ентируемое кажущимися ,мнимыми благами .

Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного

блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца-

тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво-

рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме-

натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен-

ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ-

них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков .

Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст-

ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность

,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде-

нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой

жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения

. И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага

есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее

треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо-

гут служить основой для того подлинного душевного здоровья

,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам

судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг

,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире .

И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида-

вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают

людей теснее ,.чем долг.

Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут

разрабатывать многие английские моралисты .

9 ОПЫТЫ .

Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и

политеческими >> сопровождала его всю жизнь .

С них началась известность Бэкона как писателя .

"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений

,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де-

лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших

плодов своего творчества .

Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в

1597 году.

Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло

вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были

исправлены и дополнены .

Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских ,

этических и социально-политических воззрений Бэкона ,

они принадлежат более английской литературе ,чем филосо-

фии .Их язык и стилистика беллетристичны.

Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными

из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха-

рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения-

ми и умозрительными конструкциями .

И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и

книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно.

Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов",

об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических

переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно-

гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые

жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи-

тать сами эссэ .

В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей

,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий

в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы .

В других к вам обращается человек ,умудренный житейским

опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са-

мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об-

наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при-

дирпчивый и объективный судья поступков .

Но помимо политического и практического сознания "Опыты"

содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой

психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов

,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа-

циях .

Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове-

ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит

свои заключения .

Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань

"Опытов"

10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Провозгласив великое значение естествознания и техни-

ческих изобретений для человеческого могущества в практике

,Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто

долгая жизнь академически признаного и канонизированного лите-

ратурного наследия ,еще одного мнения среди множества уже

изобретенных человечеством .

Он считал ,что со временем идея эта станет одним из

конструктивных принципов всей человеческой жизни ,которому

"завершение даст судьба человеческого рода ,притом такое какое

,пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов ,нелегко

постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав

. И сейчас столития спустя ,мы как бы сызнова осознаем проро-

ческую силу предсказания этого герольда новой науки ,но к не-

истощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современ-

ника примешивается и горечь за все перипетии ,пережитые на

этом пути в прошлом ,и тревога за то ,что ожидает нас в буду-

щем .
 
Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Френсис Бэкон

Слов:3728
Символов:36234
Размер:70.77 Кб.