Сначала я расскажу вам о том, как раскрывается образ и где. Раскрытие образа берет свое начало с описания Флягина. На мой взгляд, самым значимым здесь будет сравнение его с былинным богатырем. Сходство и в самом деле разительное: подобно памятному Илье Муромцу Флягин могуч не только физически, но и духовно, любит Родину, даже готов умереть за нее на войне. Впоследствии мы узнаем, что эти начала гармонируют в нем с грубостью, драчливостью, пьянством, моральной недоразвитостью. И таким он и остается на протяжении всего романа. Увидели мы перемены только в конце. Но об этом позже, а сейчас я сделаю вывод, который определит дальнейшее развитие моей работы: в тексте нет определенного места, где раскрывается образ главного героя. Образ сразу характеризуется, а потом идет его развитие в течение всего романа, и каждый новый эпизод в сюжете – новый этап развития Флягина. Сейчас вы убедитесь в справедливости моих слов, я прочитаю вам отрывок из письма Лескова Аксакову: «…Я не стану усекать одних и раздувать значение др
угих событий…Жизнь человека идет как развивающийся со скалки хартия и я ее так просто и буду развивать лентою…»
Начнем говорить о развитии образа. Еще раз подчеркну, что оно проходит через весь роман и заканчивается тем, что Флягин собирается на войну с тем, что бы окончательно и бесповоротно искупить свои грехи. Т.е. это финиш для него, ведь до этого в течении всего своего жизненного пути у него не было конкретной цели в жизни. И вот настает момент, когда Флягин понял, что пора искупать грехи. Давайте проследим по его жизненному пути, была ли это закономерность или была альтернатива развития? Анализируя развитие образа в этом направлении, мы с вами увидим наиболее полную картину развития образа.
Для начала пару слов о характеристике. Образ характеризуется на первых страницах романа. Сначала мы узнаем внешний облик глазами пассажиров судна. Далее Флягин сравнивается с богатырем, и мы понимаем, что он патриот, добрейший души человек. У него богатый жизненный опыт, следовательно, полная приключениями жизнь. То, что дальше идет развитие этого образа уже само по себе закономерность. Развитие к тому, что нам уже дано.
Наконец, приступим. Его детство предполагало развитие сильной личности. Судите сами: вырос на конюшне, с одиннадцати лет форейтор.…Вот мальчик вырос физически выносливый, нравственно несколько недоразвитый (следствие крепостничества), а вместе с тем эмпирик, готовый проходить свой жизненный путь на чувствах и ощущениях, с тем, что бы найти свое место среди людей. Следующий эпизод из жизни Флягина о котором нам повествуется – совершение первого тяжкого греха – убийства. Этот эпизод во многом определил дальнейшую концепцию романа, а, следовательно, и судьбу Флягина. Концепция такова: «…Будешь, ты, много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель…». Здесь я сделал вывод о том, что дальнейшее развитие образа будет идти по пути накопления грехов, а финишом будет их искупление. Вскоре я в этом убедился. Но автор только подвел нас к нему и вовсе не показал его! Додумать мне пришлось самому. И внимание(!), здесь кроется главная причина, почему образ не раскрыт в тексте. Посмотрит
е: каждый человек индивидуален. И каждый посредством своего воображения позволяет Флягину искупить грехи в соответствии со своей индивидуальностью. Другими словами автор создавал роман с тем, что бы оставить право дораскрытия образа за читателем.
Следующий эпизод – спасение барской семьи, убедительно свидетельствует о интуитивном чувстве, которое бросает его на борьбу со злом, во всех
его проявлениях, раньше, чем сам Флягин осознает головой. Тут я увидел мудрость жизни, которую так сильно чувствовал и понимал Лесков и которая, сопутствуя его творчеству, являлась его отличительной чертой. Мудрость – интуитивное понимание Добра и Зла.
Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин легализирует свое положение в обществе, т.е. он больше не раб. Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит мудрость жизни.
Совершая второе убийство Флягин еще не чувствует ответственности за свои поступки в той мере, которая позволяет нам говорить о нем как о морально развитом человеке. Поэтому здесь о том, что б сдаться он и не помышляет. Из-за этого фактически татарский плен является для него единственным спасением и тюрьмой(по совместительству). Тюрьмой потому, что тоска по Родине, тяжба по религии и невозможность уйти оттуда. И не жены его держат, которых у него несколько, и не дети, а рубленый конский волос в пятках…Бежал он из плена благодаря силе воли, выносливости, целеустремленности.
Оказавшись на Родине он, что называется, доверился судьбе. Судьба снова легализировала его – дала шанс начать все заново. И он воспользовался этим шансом – занялся делом наиболее близким для него делом. Но один из его злостных пороков – пьянство, снова подводит его к испытанию. На сей раз это традиция русской литературы – испытание любовью. Любовь открывают в его душе способность понимать чужое страдание и сочувствовать ему. Это была высшая проверка на человечность! И Флягин ее блестяще проходит! В своем чувстве он проявляет все те качества, которые позволяют называть человека – человеком, личность – личностью, а любовь – высшим проявлением человечности. Его чувство свободно от предрассудков самолюбия и собственничества: взаимности он ищет, но в разумных пределах. Но, все-таки, подлинная человечность рождается позже. Когда Флягин целиком и полностью берет на себя ответственность за судьбу другого человека(Груши). Это будет единственно верным подтверждением моим словам по поводу проявления человеческих ка
честв в любви и блестящим прохождении испытания. Но какой ценой! Ценой еще одного смертельного греха, положенным на его не праведную душу. Обретенная ценой такого вот самопожертвования, человечность находит выход в бескорыстном поступке: он идет в солдаты вместо кого-то. Служба удалась – за героизм и самоотверженность его призвали в офицеры и единственное чего он не мог достичь, так это титула императора. Нам с вами доподлинно известно, что пройти путь от солдата до министра в пределах человеческих возможностей, на примере Державина Г.Р. , если кто успел забыть… Но в конечном итоге служба не удалась и…имела последствия – в кучера его уже не возьмут. Что бы не пропасть с голоду он идет в артисты, но судьба не дает ему остаться там надолго и последним его пристанищем становится монастырь. Там идет финальная борьба его с бесом-искуситилем. Вообще проблема Флягина в том, что он очень подвержен всякого рода искушениям потому, что живет по преимуществу чувствами. Победа над бесом осуществляется за счет моральных ка
честв, которыми он наделен и правды жизни, которую он чувствует. Победив, он не потерял ничего, а только приобрел понимание своей прошлой жизни – понимание, что пора искупать грехи. Как это лучше сделать? – защитить все общество. Это можно сделать в собственном кабинете министра или на поле брани. Его выбор очевиден, да? Этим и объясняется предчувствие войны. А как это получится читатель должен придумать сам.
Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин легализирует свое положение в обществе, т.е. он больше не раб. Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит мудрость жизни.
Совершая второе убийство Флягин еще не чувствует ответственности за свои поступки в той мере, которая позволяет нам говорить о нем как о морально развитом человеке. Поэтому здесь о том, что б сдаться он и не помышляет. Из-за этого фактически татарский плен является для него единственным спасением и тюрьмой(по совместительству). Тюрьмой потому, что тоска по Родине, тяжба по религии и невозможность уйти оттуда. И не жены его держат, которых у него несколько, и не дети, а рубленый конский волос в пятках…Бежал он из плена благодаря силе воли, выносливости, целеустремленности.
Оказавшись на Родине он, что называется, доверился судьбе. Судьба снова легализировала его – дала шанс начать все заново. И он воспользовался этим шансом – занялся делом наиболее близким для него делом. Но один из его злостных пороков – пьянство, снова подводит его к испытанию. На сей раз это традиция русской литературы – испытание любовью. Любовь открывают в его душе способность понимать чужое страдание и сочувствовать ему. Это была высшая проверка на человечность! И Флягин ее блестяще проходит! В своем чувстве он проявляет все те качества, которые позволяют называть человека – человеком, личность – личностью, а любовь – высшим проявлением человечности. Его чувство свободно от предрассудков самолюбия и собственничества: взаимности он ищет, но в разумных пределах. Но, все-таки, подлинная человечность рождается позже. Когда Флягин целиком и полностью берет на себя ответственность за судьбу другого человека(Груши). Это будет единственно верным подтверждением моим словам по поводу проявления человеческих ка
честв в любви и блестящим прохождении испытания. Но какой ценой! Ценой еще одного смертельного греха, положенным на его не праведную душу. Обретенная ценой такого вот самопожертвования, человечность находит выход в бескорыстном поступке: он идет в солдаты вместо кого-то. Служба удалась – за героизм и самоотверженность его призвали в офицеры и единственное чего он не мог достичь, так это титула императора. Нам с вами доподлинно известно, что пройти путь от солдата до министра в пределах человеческих возможностей, на примере Державина Г.Р. , если кто успел забыть… Но в конечном итоге служба не удалась и…имела последствия – в кучера его уже не возьмут. Что бы не пропасть с голоду он идет в артисты, но судьба не дает ему остаться там надолго и последним его пристанищем становится монастырь. Там идет финальная борьба его с бесом-искуситилем. Вообще проблема Флягина в том, что он очень подвержен всякого рода искушениям потому, что живет по преимуществу чувствами. Победа над бесом осуществляется за счет моральных ка
честв, которыми он наделен и правды жизни, которую он чувствует. Победив, он не потерял ничего, а только приобрел понимание своей прошлой жизни – понимание, что пора искупать грехи. Как это лучше сделать? – защитить все общество. Это можно сделать в собственном кабинете министра или на поле брани. Его выбор очевиден, да? Этим и объясняется предчувствие войны. А как это получится читатель должен придумать сам.