Любовь к родному пепелищу...
А. Пушкин
Мне кажется, русские люди с особой трогательностью и любовью относятся ко всему, что связано с историей нашей страны. Наверное, это потому, что мы еще сравнительно молодая нация и все исторические события как бы не очень отдалены от нас временем. Наша память о них свежа, и мы словно представляем себя участниками ярких событий родной истории. Большое значение в этом имеют художественные произведения. Например, мой любимый писатель Валентин Пикуль, на мой взгляд, обладает даром вводить своего читателя в живой мир истории.
Но с историей, к сожалению, связано у нас и много нравственных проблем. Есть такое понятие у русских — “Иван, не помнящий родства”. Таких “иванов” в наше время развелось много, и это очень тревожно. Ведь настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас особенно важно понять настоящее, потому что произошел великий исторический перелом в нашем обществе. Известный историк Б. А. Рыбаков отметил, что В. С. Пикуль “делает полезное дело” и что его книги сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к отечественной истории.
Я уже говорил, что Пикуль — мой любимый писатель, но он явился для меня и хорошим учителем. По сути, его произведения — это учебники жизни, но только с увлекательными и захватывающими сюжетами. Книги писателя помогли лично мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий и героев. Читая романы Пикуля, я не только погружаюсь в прошлое, но и задумываюсь над настоящим.
Как во всякой истории, в нашей произошло множество славных и бесславных событий: войн, дипломатических интриг и т.д. Одним из самых напряженных периодов нашей истории является Семилетняя война, в которой участвовала Россия в XVIII веке. Пикуль отобразил события той далекой эпохи в своем романе “Пером и шпагой”. В основе сюжета — деятельность одного французского дипломата. Через его образ писателю удается передать накал политических страстей того времени, показать интересы и противоречия ведущих европейских стран той поры, сплетенные в тугой узел. Читатель видит корыстолюбие и глупость, а порой и трусость некоторых русских чиновников, а на их фоне — подлинных патриотов России. Великолепен в нравственном отношении генерал Салтыков. Автор наделил его скромным нравом. Генерал никогда не подхалимничал, не терся у престола, но именно он стал победителем прусского короля Фридриха II, героем этой европейской войны. Генерала Салтыкова любили солдаты и смело шли за ним в бой. Конечно, у генерала было много завистни
ков среди трусливых и корыстолюбивых чиновников. Они завидовали его независимости и строили всяческие козни, чтобы испортить ему карьеру. Семилетняя война не принес
ла особой пользы нашему отечеству, но благодаря мужеству и таланту русских полководцев Россия снискала себе славу и уважение европейских держав.
И в других своих произведениях Пикуль показывает эпоху посредством конкретных героев. Это его излюбленный писательский прием. “Золотой век” российского дворянства Пикуль изобразил в романе “Фаворит”. Действие романа охватывает очередной переломный период нашей истории: на смену “дщери Петровой” Елизавете к власти в стране пришла немка Екатерина II.
Центральные образы романа — Екатерина и Потемкин. Несмотря на то что Екатерина чужестранка, автор представляет ее волевой, умной женщиной, пекущейся о благе России, и мы влюбляемся в ее образ. Екатерина действительно сделала много хорошего для России. Она сумела расположить к себе россиян, понять нужды некогда чужой ей страны и честно служить ей. Но в то же время — это любвеобильная женщина, хитрая и порой жестокая правительница.
Рядом с императрицей стоит противоречивая фигура светлейшего князя Потемкина. Князь, в силу законов своего времени и положения в обществе, довольно грубый, хитрый и часто беспринципный царедворец. Но Пикуль выделяет его главную положительную черту, на фоне которой перечисленные недостатки меркнут. Писатель в романе “Слово и дело” роднит Потемкина с геройским генералом Салтыковым из “Пером и шпагой”, с Горчаковым из “Битвы железных канцлеров”, с нашими полководцами и флотоводцами из “Фаворита”.
Хочу отметить большой диапазон эпох, описываемых Пикулем с XVIII по XX век. Интересен для широкого читателя цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Писателю было нелегко работать после уже вышедших на эту тему книг — “Порт-Артура” А. Степанова и “Цусимы” А. Новикова-Прибоя. Но Пикулю удается нешаблонно решить в своих романах эту, казалось бы, уже пройденную тему. Он показал русскому читателю и гражданину, что, хотя общество и привыкло считать Цусимское сражение поражением царского флота, это поражение чисто формальное. Героизм и патриотизм русских моряков и офицеров, для которых честь державы была дороже собственной жизни, делают это сражение победой русского духа.
Яркое впечатление оставили во мне и такие романы Пикуля, как “Каторга”, где раскрывается неизвестная страница истории Сахалина: когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную и жестокую тюрьму; “У последней черты”, в котором описан крах самодержавия и роль в этом Григория Распутина, как представителя мистической народной силы России.
Все произведения Валентина Пикуля, несмотря на разные сюжеты и эпохи, в которых живут его герои, объединяет одно страстное чувство — имя которому ПАТРИОТИЗМ. Полюбив его смелых и честных героев, мы никогда не разлюбим историю нашей России.
И в других своих произведениях Пикуль показывает эпоху посредством конкретных героев. Это его излюбленный писательский прием. “Золотой век” российского дворянства Пикуль изобразил в романе “Фаворит”. Действие романа охватывает очередной переломный период нашей истории: на смену “дщери Петровой” Елизавете к власти в стране пришла немка Екатерина II.
Центральные образы романа — Екатерина и Потемкин. Несмотря на то что Екатерина чужестранка, автор представляет ее волевой, умной женщиной, пекущейся о благе России, и мы влюбляемся в ее образ. Екатерина действительно сделала много хорошего для России. Она сумела расположить к себе россиян, понять нужды некогда чужой ей страны и честно служить ей. Но в то же время — это любвеобильная женщина, хитрая и порой жестокая правительница.
Рядом с императрицей стоит противоречивая фигура светлейшего князя Потемкина. Князь, в силу законов своего времени и положения в обществе, довольно грубый, хитрый и часто беспринципный царедворец. Но Пикуль выделяет его главную положительную черту, на фоне которой перечисленные недостатки меркнут. Писатель в романе “Слово и дело” роднит Потемкина с геройским генералом Салтыковым из “Пером и шпагой”, с Горчаковым из “Битвы железных канцлеров”, с нашими полководцами и флотоводцами из “Фаворита”.
Хочу отметить большой диапазон эпох, описываемых Пикулем с XVIII по XX век. Интересен для широкого читателя цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Писателю было нелегко работать после уже вышедших на эту тему книг — “Порт-Артура” А. Степанова и “Цусимы” А. Новикова-Прибоя. Но Пикулю удается нешаблонно решить в своих романах эту, казалось бы, уже пройденную тему. Он показал русскому читателю и гражданину, что, хотя общество и привыкло считать Цусимское сражение поражением царского флота, это поражение чисто формальное. Героизм и патриотизм русских моряков и офицеров, для которых честь державы была дороже собственной жизни, делают это сражение победой русского духа.
Яркое впечатление оставили во мне и такие романы Пикуля, как “Каторга”, где раскрывается неизвестная страница истории Сахалина: когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную и жестокую тюрьму; “У последней черты”, в котором описан крах самодержавия и роль в этом Григория Распутина, как представителя мистической народной силы России.
Все произведения Валентина Пикуля, несмотря на разные сюжеты и эпохи, в которых живут его герои, объединяет одно страстное чувство — имя которому ПАТРИОТИЗМ. Полюбив его смелых и честных героев, мы никогда не разлюбим историю нашей России.