Писатель и время (Платонов)
После публикации повестей "Ювенильное море", "Котлован" и романа "Чевенгур", по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской литературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной критики, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом поддается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху. В настоящее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, включающей в себя желание народа разобраться в истоках современной социальной структуры.
Творчество Платонова дает богатый материал для осмысления этой проблемы. Писатель исследует результаты несостоявшейся попытки мгновенного социального переустройства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен верить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в художественном творчестве Платонова, интуитивно сориентированного на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения. Недоверие к собственному утопизму, сформированному философскими идеями русских космис-тов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, проявившись в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умоз
рительные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.
Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта. В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной традиции оказывается доминирующей. Умозрительность подвергается очевидной критике. С наибольшей наглядностью это проявилось в повестях "Сокровенный человек" и "Епифанские шлюзы". В повести "Сокровенный человек" ав
тор впервые акцентирует внимание на разнице понятий "коллективное" и "родственное". Понятие "коллективное" заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная определенной идеей. Платонов подчеркивает "энтропийное", неосознанное бытие красноармейцев, слепо подчинивин ся чужой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой прирол ой силой. Человек, по м
ысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.
Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к "голому разуму". Это недоверие своеобразно проявляется в повести "Епифанские шлюзы". Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.
Особую наглядность критика рационализма получила в сатирических произведениях писателя. В повести "Город Градов" Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. В повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести — бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.
Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его произведений, написанных позднее. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире с целью показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда. При жизни писателя была опубликована только повесть "Впрок". Ее призрачный смысл был сразу понят функционерами от критики, и Платонов общими усилиями был отлучен от литературной жизни.
Сочинение Писатель и время (Платонов)
ысли Платонова, только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение. Революция только тогда будет результативной для общества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.
Придя к выводу о природной сущности социальной революции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процесса. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию революции как умозрительному явлению, в то же время в нем уже вызрело недоверие к "голому разуму". Это недоверие своеобразно проявляется в повести "Епифанские шлюзы". Основной смысл произведения сводится к критике прожектерства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.
Особую наглядность критика рационализма получила в сатирических произведениях писателя. В повести "Город Градов" Платонов дает своего рода художественную иллюстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. В повести заметно сходство некоторых постулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идеями героя повести — бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.
Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончательно убедился в существовании тенденции к дегуманизации общества. Это определило пафос его произведений, написанных позднее. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире с целью показать опасность извращения идеи социализма. В повестях отражена современная писателю действительность эпохи коллективизации. Платонов был ее противником, понимая, к каким последствиям может привести отлучение крестьянина от земли, работника от результатов своего труда. При жизни писателя была опубликована только повесть "Впрок". Ее призрачный смысл был сразу понят функционерами от критики, и Платонов общими усилиями был отлучен от литературной жизни.
Сочинение Писатель и время (Платонов)