...В мой жестокий век восславил я свободу...”
А. С. Пушкин
Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:
Свободой Рим возрос, а рабством погублен...
Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение “Лицинию”. Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы — “К Чаадаеву”. В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что “Россия вспрянет ото сна”. И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому “пробуждению” — “гнет власти роковой”. Ощущая в себе порывы “нетерпеливой души”, Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И н
а обломках самовластья
Напишут наши имена!
Тема вольности России возникает и в стихотворении Пушкина “Деревня”, однако той уверенности, какой наполнено стихотворение “К Чаадаеву” в неотвратимой свободе народа у поэта уже нет, хоть “Деревня” была написана спустя всего один год после “К Чаадаеву”. Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал значения, а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.
Стихотворение “Деревня” заканчивается вопросом автора, в котором — неуверенность и даже отчаяние:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Тема вольности звучит и в оде Пушкина “Вольность”, и в стихотворениях “Во глубине сибирских руд...”, “Арион”, “Анчар” и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Напишут наши имена!
Тема вольности России возникает и в стихотворении Пушкина “Деревня”, однако той уверенности, какой наполнено стихотворение “К Чаадаеву” в неотвратимой свободе народа у поэта уже нет, хоть “Деревня” была написана спустя всего один год после “К Чаадаеву”. Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал значения, а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.
Стихотворение “Деревня” заканчивается вопросом автора, в котором — неуверенность и даже отчаяние:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Тема вольности звучит и в оде Пушкина “Вольность”, и в стихотворениях “Во глубине сибирских руд...”, “Арион”, “Анчар” и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.