«И как бы я ни был предан массам,
как бы ни болело мое сердце всеми
болями толпы, но я не могу
следовать за нею в ее близоруком
служении неразумию и произволу»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства было заветнейшей целью всей деятельности Салтыкова-Щедрина.
Когда Щедрин говорит о массе, народе, он прежде всего имеет в виду крестьянство.
В «Сказках» Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые надежды на силу народную. В этих произведениях противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.
Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
В частности, в сказке «Дикий помещик» сатирик как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно острую проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
- Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
Этот помещик, как и генералы из сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, - продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик обретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет. Народ – созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.
Простой народ в сказках Салтыкова-Щедрина задумывается над своей тяжкой долей, ведь он-то видит, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым. Вот почему сюжет большинства сказок построен на острой классовой борьбе.
Об этом-то и говорится в сказке «Соседи», где главные действующие лица – крестьянин Иван Бедный и либеральный помещик Иван Богатый. Ив
ан Богатый «сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил… А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил, но взамен того производил ценности». Оба соседа удивляются: так «хитро эта механика устроена», что «который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит – у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?» - спрашивают они. Не смог решить этого противоречия и Наибольший (в черновом варианте рукописи «батюшка царь»), к которому обратились оба Ивана.
И только деревенский философ Простофиля дает на этот вопрос настоящий ответ. Он считает, что все дело в «планте». «Плант» - это несправедливый социальный строй, основанный на эксплуатации. «И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом – ничего не выдумаете, покуда в одном планту так значится», - говорит он соседям.
Замысел этой сказки состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.
Драматические раздумья Щедрина о противоречиях народной жизни достигают кульминации в сказке «Кисель». Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять», кисель же свиньям подарили. «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла». Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Но что же народ? Как он чувствует себя в качестве киселя? «Кисель был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели». Даже радовался: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!».
Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказано о беспросветном труде, страданиях, сокровенных думах народа («Коняга», «Деревенский пожар», «Соседи», «Путем-дорогою»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве»).
Гневно Щедрин изобличает в сказках эксплуататорское общество, его идеологию и политику. Карающий смех сатирика не оставлял в покое дворянство, действовавшее под покровительством правящей политической верхушки. Салтыков-Щедрин обнажает «хищные интересы» крепостников и возбуждает к ним народную ненависть.
Свои сатирические произведение Салтыков-Щедрин назвал «сказами для детей изрядного возраста». Это не удивляет, так как, не имея определенного жизненного опыта, знаний истории, их прочесть и понять просто невозможно. Поэтому я считаю, что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – своеобразный учебник по истории России за определенный период.
И только деревенский философ Простофиля дает на этот вопрос настоящий ответ. Он считает, что все дело в «планте». «Плант» - это несправедливый социальный строй, основанный на эксплуатации. «И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом – ничего не выдумаете, покуда в одном планту так значится», - говорит он соседям.
Замысел этой сказки состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.
Драматические раздумья Щедрина о противоречиях народной жизни достигают кульминации в сказке «Кисель». Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять», кисель же свиньям подарили. «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла». Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Но что же народ? Как он чувствует себя в качестве киселя? «Кисель был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели». Даже радовался: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!».
Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказано о беспросветном труде, страданиях, сокровенных думах народа («Коняга», «Деревенский пожар», «Соседи», «Путем-дорогою»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве»).
Гневно Щедрин изобличает в сказках эксплуататорское общество, его идеологию и политику. Карающий смех сатирика не оставлял в покое дворянство, действовавшее под покровительством правящей политической верхушки. Салтыков-Щедрин обнажает «хищные интересы» крепостников и возбуждает к ним народную ненависть.
Свои сатирические произведение Салтыков-Щедрин назвал «сказами для детей изрядного возраста». Это не удивляет, так как, не имея определенного жизненного опыта, знаний истории, их прочесть и понять просто невозможно. Поэтому я считаю, что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – своеобразный учебник по истории России за определенный период.