Высший свет в изображении Л.Н.Толстого ( по роману "Война и мир")
В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и
гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и
бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека , по мнению Толстого , определяется тремя
понятиями:простота, доброта и правда.Нравственность, как
считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как
часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и
естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею
совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и
душному для сердца вольного и пламенных страстей"(Лермонтов).
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в
петербургские гостиные большого света и знакомимся со
"сливками" этого общества: вельможами, сановниками,
дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего
блеска , утонченных манер с этих людей, и перед читателем
предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их
поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни
правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П.Шерер. Все
живое, будь то мысль и чувство , искренний порыв или
злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему
естественность и открытость в поведении Пьера так напугали
Шерер. Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к
маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы,
сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер
почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной
мастерской,в которой "веретена с разных сторон равномерно и
не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные
дела, плетутся государственные интриги, решаются личные
проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для
неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина,
намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
В этом свете , как рисует Толстой , "кипит вечная
бесчеловечная вражда , борьба за блага бренные". Вспомним
искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя
Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у
постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая
"военная операция" , тщательно продуманная Шерер и князем
Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен,
сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в
руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась.
Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для
шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить
эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по
откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение
в
любви" Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что
этот блестящий, но нищий красавец , не любит ее , но требует
за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис,
произнося нужные слова , думает, что всегда можно устроить
так, что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов".
Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки
идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие, как
Борис Друбецкой , вступали в это общество с одной целью -
завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний и доверчивый
человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не
вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты,
которых они добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно
ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе
Василие , когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив
доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с
рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о
юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина , ставшая графиней
Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу , цинично заявляет
Пьеру , что не желает иметь от него детей. Даже красота и
молодость у людей высшего света принимают отталкивающий
характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина , ставшая наконец -
то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился в отказе
от французской кухни, французского театра и неустановления
штрафа(?).
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий
восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про
Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить
Наполеона."
А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы
французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя
было ожидать ничего другого от слепого развратного старика."
Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну",
для Александра I действительное поле сражения и парад на
Царицынском Лугу - это одно и то же.(вспомним его спор с
Кутузовым перед Аустерлицким сражением)
В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает
карьеризм, служба "лицам , а не делу", боязнь личной
ответственности за принятое решение. Вот почему так
невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея
Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были
обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько
заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за
флюгером царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие
маски" с представителей высшего света, обличая антинародную
сущность их идеологии - идеологии людского разъединения,
эгоизма, тщеславия и презрения к людям.
любви" Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что
этот блестящий, но нищий красавец , не любит ее , но требует
за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис,
произнося нужные слова , думает, что всегда можно устроить
так, что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов".
Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки
идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие, как
Борис Друбецкой , вступали в это общество с одной целью -
завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний и доверчивый
человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не
вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты,
которых они добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно
ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе
Василие , когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив
доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с
рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о
юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина , ставшая графиней
Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу , цинично заявляет
Пьеру , что не желает иметь от него детей. Даже красота и
молодость у людей высшего света принимают отталкивающий
характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина , ставшая наконец -
то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился в отказе
от французской кухни, французского театра и неустановления
штрафа(?).
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий
восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про
Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить
Наполеона."
А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы
французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя
было ожидать ничего другого от слепого развратного старика."
Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну",
для Александра I действительное поле сражения и парад на
Царицынском Лугу - это одно и то же.(вспомним его спор с
Кутузовым перед Аустерлицким сражением)
В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает
карьеризм, служба "лицам , а не делу", боязнь личной
ответственности за принятое решение. Вот почему так
невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея
Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были
обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько
заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за
флюгером царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие
маски" с представителей высшего света, обличая антинародную
сущность их идеологии - идеологии людского разъединения,
эгоизма, тщеславия и презрения к людям.