Сочинения по литературеТолстой А.К. Высший свет в изображении Л.Н.Толстого ( по роману "Война и мир")

Высший свет в изображении Л.Н.Толстого ( по роману "Война и мир")


Высший свет в изображении Л.Н.Толстого ( по роману "Война и мир")
В романе "Война и мир" Толстой " со строгостью судьи и

гражданина" вершит нравственный суд над высшим светом и

бюрократической верхушкой самодержавной России.

Ценность человека , по мнению Толстого , определяется тремя

понятиями:простота, доброта и правда.Нравственность, как

считает писатель, - это умение почувствовать свое "я" как

часть общечеловеческого "мы". И любимые герои Толстого просты и

естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею

совестью.

Иные отношения Толстого к высшему свету; "завистливому и

душному для сердца вольного и пламенных страстей"(Лермонтов).

С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в

петербургские гостиные большого света и знакомимся со

"сливками" этого общества: вельможами, сановниками,

дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего

блеска , утонченных манер с этих людей, и перед читателем

предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их

поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни

правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А.П.Шерер. Все

живое, будь то мысль и чувство , искренний порыв или

злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему

естественность и открытость в поведении Пьера так напугали

Шерер. Здесь привыкли к "приличьем стянутым маскам", к

маскараду.

Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы,

сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер

почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной

мастерской,в которой "веретена с разных сторон равномерно и

не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные

дела, плетутся государственные интриги, решаются личные

проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для

неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина,

намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.

В этом свете , как рисует Толстой , "кипит вечная

бесчеловечная вражда , борьба за блага бренные". Вспомним

искаженные лица "скорбной" Друбецкой и "благостного" князя

Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у

постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая

"военная операция" , тщательно продуманная Шерер и князем

Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен,

сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в

руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась.

Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для

шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить

эту операцию.

О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по

откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой "объяснение
в

любви" Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что

этот блестящий, но нищий красавец , не любит ее , но требует

за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис,

произнося нужные слова , думает, что всегда можно устроить

так, что он жену будет видеть редко.

Все приемы хороши, чтобы добиться "славы, денег и чинов".

Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки

идеи любви, равенства, братства.А на самом деле такие, как

Борис Друбецкой , вступали в это общество с одной целью -

завести выгодные знакомства.А Пьер, искренний и доверчивый

человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не

вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты,

которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно

ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе

Василие , когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив

доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с

рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о

юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Лжива и развратна и Элен Курагина , ставшая графиней

Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу , цинично заявляет

Пьеру , что не желает иметь от него детей. Даже красота и

молодость у людей высшего света принимают отталкивающий

характер, ибо эта красота не согрета душой.

Лгут, играя в патриотизм Жюли Карагина , ставшая наконец -

то Друбецокй, и ей подобные.Их патриотизм проявился в отказе

от французской кухни, французского театра и неустановления

штрафа(?).

Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий

восхищается, говоря с гордостью пророка: "Что я говорил про

Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить

Наполеона."

А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы

французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя

было ожидать ничего другого от слепого развратного старика."

Толстому особенно ненавистна императорская "игра в войну",

для Александра I действительное поле сражения и парад на

Царицынском Лугу - это одно и то же.(вспомним его спор с

Кутузовым перед Аустерлицким сражением)

В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает

карьеризм, служба "лицам , а не делу", боязнь личной

ответственности за принятое решение. Вот почему так

невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея

Болконского.

Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были

обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько

заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за

флюгером царской милости.

С суровой беспощадностью Толстой "срывал все и всяческие

маски" с представителей высшего света, обличая антинародную

сущность их идеологии - идеологии людского разъединения,

эгоизма, тщеславия и презрения к людям.
 
Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Высший свет в изображении Л.Н.Толстого ( по роману "Война и мир")

Слов:688
Символов:6583
Размер:12.86 Кб.