Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” — позднее его
произведение, написанное в 1903 году, в эпоху
назревающего в стране кризиса, перед русско-японской
войной, которую Россия позорно проиграла, и
первой революцией. Поражение показало
несостоятельность государственного режима,
ведь армия в первую очередь отражает
ситуацию в стране.
Хотя мы
видим, что действие рассказа
разворачивается в 40-е годы XIX
века, в
николаевскую эпоху, Толстой не зря
возвращается к прошлому, так как для него
очевидны параллели между положением и в
обществе, и в армии в эти столь разные на
первый взгляд эпохи. Но “армейская”
проблема не основная в рассказе, главный
акцент сделан на вопросах нравственных.
Я думаю, что
главная проблема в том, что формирует
человека — общественные условия или случай.
Герой
рассказа — дворянин николаевской эпохи,
обыкновенный человек, хороший, но простой,
мало рассуждающий: “...не было у нас в то
время в нашем университете никаких кружков,
никаких теорий, а были мы просто молоды и
жили, как свойственно молодости: учились и
веселились”. Мы видим, что глобальные
вопросы рассказчика не интересовали. Он
пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о
том, что происходит вокруг, в стране, в
которой он живет. Это — обыкновенный
обыватель, хотя добрый и порядочный, с
хорошей душой.
Идея
рассказа раскрывается с помощью
определенной системы образов и композиции.
Основные герои — Иван Васильевич и
полковник, отец Вари — девушки, в которую
был влюблен рассказчик. Варя, скорее, объект,
с ее “помощью” завязывается история. Но
главная проблема решается через образы ее
отца и главного героя. Автор показывает, что
все же социум и его структура, а не случай
влияют на личность.
Рассказ
разделен на две части — бал и после бала,
притом первая часть намного объемнее. Что
же мы видим вначале? Прекрасный светский
вечер, всем весело, герой очарован
Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим
отцом — полковником
, она дарит ему перо из
веера и перчатку,
юноша на седьмом небе от радости. Но что же
потом? Он идет пройтись под влиянием
впечатления, полон мечтаний, иллюзий и
вдруг видит ужасную сцену на плацу —
избиение татарина солдатами под
командованием “доброго” и обаятельного
отца Вареньки. То,
что увидел рассказчик, разрушило его мечты
и грезы, изнанка
действительности грубо вторглась в его
интимную жизнь, поломав мирок, так
тщательно им создававшийся. Толстой
использовал прием антитезы, который виден
на разных уровнях: полковник на балу и после
него, в первом случае милый и обходительный
человек, во втором же — символ жестокой
военной машины, безжалостной, ни о ком не
заботящейся и ни о ком не думающей, затем
сцена бала и унижение человека, счастье
главного героя и его разочарование и даже
веселая музыка мазурки и звуки барабана и
флейты, под которые истязали солдата. То
есть мы видим, что первая часть — это любовь,
а вторая — разочарование и разрушение
всего созданного. Иван Васильевич разлюбил
Варю, но был полностью уверен, что случай
перевернул его жизнь. Если смотреть с
обывательской точки зрения, то, конечно, да:
не увидь он жестокой расправы с татарином,
он так и пребывал бы в неведении о том, что
делается “на другой стороне медали”. Но
если глубже анализировать текст, мы поймем,
что не случай, а среда сломала его наивный
мир, она нанесла ему нокаутирующий,
ошеломляющий удар.
Естественно,
вторая часть, хоть и маленькая по объему,
несет большую смысловую нагрузку. Не
случайно ведь рассказ назван “После бала”.
Мне кажется,
что смысл рассказа в том, что среда влияет
на человека, она как будто срывает покровы
приличий, обнажая нутро социальной
действительности.
К сожалению,
герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним
случилось и почему? Он остался одиноким,
вероятно, был не в силах преодолеть
недоверие к людям, рожденное в то утро.
Такое впечатление, что его жизнь —
замкнутый круг, из которого он так и не
вырвался.
веера и перчатку,
юноша на седьмом небе от радости. Но что же
потом? Он идет пройтись под влиянием
впечатления, полон мечтаний, иллюзий и
вдруг видит ужасную сцену на плацу —
избиение татарина солдатами под
командованием “доброго” и обаятельного
отца Вареньки. То,
что увидел рассказчик, разрушило его мечты
и грезы, изнанка
действительности грубо вторглась в его
интимную жизнь, поломав мирок, так
тщательно им создававшийся. Толстой
использовал прием антитезы, который виден
на разных уровнях: полковник на балу и после
него, в первом случае милый и обходительный
человек, во втором же — символ жестокой
военной машины, безжалостной, ни о ком не
заботящейся и ни о ком не думающей, затем
сцена бала и унижение человека, счастье
главного героя и его разочарование и даже
веселая музыка мазурки и звуки барабана и
флейты, под которые истязали солдата. То
есть мы видим, что первая часть — это любовь,
а вторая — разочарование и разрушение
всего созданного. Иван Васильевич разлюбил
Варю, но был полностью уверен, что случай
перевернул его жизнь. Если смотреть с
обывательской точки зрения, то, конечно, да:
не увидь он жестокой расправы с татарином,
он так и пребывал бы в неведении о том, что
делается “на другой стороне медали”. Но
если глубже анализировать текст, мы поймем,
что не случай, а среда сломала его наивный
мир, она нанесла ему нокаутирующий,
ошеломляющий удар.
Естественно,
вторая часть, хоть и маленькая по объему,
несет большую смысловую нагрузку. Не
случайно ведь рассказ назван “После бала”.
Мне кажется,
что смысл рассказа в том, что среда влияет
на человека, она как будто срывает покровы
приличий, обнажая нутро социальной
действительности.
К сожалению,
герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним
случилось и почему? Он остался одиноким,
вероятно, был не в силах преодолеть
недоверие к людям, рожденное в то утро.
Такое впечатление, что его жизнь —
замкнутый круг, из которого он так и не
вырвался.