(по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
Роман “Отцы
и дети” создавался в то время, когда был
поставлен вопрос об отмене крепостного
права, когда были противоречия между
либералами и демократами. После выхода
романа на него обрушился шквал критических
статей.
Как
настоящий художник, творец, Тургенев сумел
угадать настроение своего времени,
появление нового типа, типа демократа-разночинца,
который пришел на смену дворянской
интеллигенции.
Главная
проблема, поставленная писателем в романе,
уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это
название имеет двойной смысл. С одной
стороны, это проблема поколений, вечная
проблема классической литературы, с другой
— конфликт двух социально-политических сил,
действовавших в России в 60-е годы XIX
века:
либералов и демократов. В романе И.С.
Тургенева “Отцы и дети” основными героями
являются Базаров и Аркадий Кирсанов.
Действующие
лица группируются в зависимости от того, к
какой из социально-политических
группировок мы их отнесем.
Но дело в
том, что главный герой Евгений Базаров
оказывается единственным представителем
лагеря демократов-разночинцев. Все
остальные герои находятся в
противоположном лагере.
Базаров —
новый человек, представитель тех молодых
деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”.
Он за новую жизнь и до конца остается верен
своим убеждениям. Он является основным и
единственным выразителем демократической
идеологии.
К
политическому лагерю “отцов” по своим
взглядам на жизнь относится и Аркадий
Кирсанов. Правда, он искренне увлекается
теорией Базарова, стремится подражать ему и
выдает себя за такого же нигилиста, как его
приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”,
о своей новой роли, Аркадий обнажает
идейное родство с “отцами”. Не случайно
он то и
дело защищает их: в одной главе он пытается
убедить Базарова, что Павел Петрович — “хороший
человек”, а Николай Петрович — “золотой
человек”.
Базаров —
враг отвлеченной науки, оторванной от жизни.
Он за науку, которая была бы понятна народу.
Над медициной же своего отца Базаров
смеется, потому что она отстала от жизни.
Базаров — труженик науки, он неутомим в
своих экспериментах, всецело поглощен
любимой профессией.
Аркадий —
совсем другой, мы чувствуем, что этот
человек какой-то вялый, слабый,
ограниченный. В образе Аркадия
раскрывается несостоятельность либералов.
Аркадий обнаруживает свое кровное и
идейное родство с либералами и в ряде
других мест романа.
Тургенев
при характеристике героев чаще всего
использует диалог и портрет. Диалог —
наиболее подходящая форма для передачи
сущности политических и философских споров,
происходящих в романе.
В
необыкновенно остром диалоге раскрывается
и основной конфликт Базарова с Аркадием
Кирсановым. “Ваш брат дворянин, — гово
рит
Базаров Аркадию, — дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не
может, а это пустяки. Вы, например, не
деретесь — и уж воображаете себя молодцами,
— а мы драться хотим”.
С Аркадием
он расходится в главном — в представлении о
жизни, о назначении человека. Их
взаимоотношения нельзя назвать дружбой,
потому что дружба невозможна без
взаимопонимания, дружба не может быть
основана на подчинении одного другому. На
протяжении всего романа наблюдается
подчинение слабой натуры более сильной:
Аркадия — Базарову.
Со временем
Аркадий приобретает свое мнение и уже
перестает повторять слепо за Базаровым
суждения и мнения нигилиста, и выражает
свои мысли.
Разница
между героями видна в их поведении в “империи”
Кирсановых. Базаров занимается работой,
изучением природы, а Аркадий бездельничает.
Да, действительно, он в любой обстановке, в
любом доме занимается делом —
естественными науками, изучением природы и
проверкой теоретических открытий на
практике. Базаров идет в ногу со временем.
Аркадий ничем не занимается, из серьезных
дел его по-настоящему ни одно не увлекает.
Для него главное — уют и покой.
Совершенно
разные суждения складываются у них в
отношении к искусству. Базаров отрицает
Пушкина, причем необоснованно. Аркадий
пытается доказать ему величие поэта.
Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо
одет, у него аристократические манеры.
Базаров же не считает нужным соблюдать
правила хорошего тона, столь важные в
дворянском быту. Это сказывается во всех
его поступках, привычках, манерах, речах,
внешнем виде.
Крупное
разногласие возникло между “друзьями” в
разговоре о роли природы в жизни человека.
Здесь уже видно сопротивление Аркадия
взглядам Базарова, постепенно “ученик”
выходит из-под власти “учителя”. Базаров
ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты
— нежная душа, размазня”, — говорит
Базаров, понимая, что Аркадий уже не может
быть его сподвижником. “Ученик” не может
жить без принципов. Этим он очень близок к
своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.
Аркадий — человек, принадлежащий старому
поколению, поколению “отцов”.
“Отношение
Базарова к своему товарищу бросает яркую
полосу света на его характер; у Базарова нет
друга, потому что он не встретил еще
человека, который бы не спасовал перед ним.
Личность Базарова замыкается в самой себе,
потому что вне ее и вокруг нее почти нет
вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев)
— вот главное в разногласиях героев.
Аркадий
хочет быть сыном своего века, пытаясь
приспособить для этого идеи Базарова.
Базаров
умирает в полном одиночестве. И на “небольшое
сельское кладбище” приходят лишь “два уже
дряхлые старичка — муж с женою”. Аркадий не
становится продолжателем его взглядов, он
находит свое душевное успокоение с Катей
Одинцовой.
Базаров Аркадию, — дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не
может, а это пустяки. Вы, например, не
деретесь — и уж воображаете себя молодцами,
— а мы драться хотим”.
С Аркадием
он расходится в главном — в представлении о
жизни, о назначении человека. Их
взаимоотношения нельзя назвать дружбой,
потому что дружба невозможна без
взаимопонимания, дружба не может быть
основана на подчинении одного другому. На
протяжении всего романа наблюдается
подчинение слабой натуры более сильной:
Аркадия — Базарову.
Со временем
Аркадий приобретает свое мнение и уже
перестает повторять слепо за Базаровым
суждения и мнения нигилиста, и выражает
свои мысли.
Разница
между героями видна в их поведении в “империи”
Кирсановых. Базаров занимается работой,
изучением природы, а Аркадий бездельничает.
Да, действительно, он в любой обстановке, в
любом доме занимается делом —
естественными науками, изучением природы и
проверкой теоретических открытий на
практике. Базаров идет в ногу со временем.
Аркадий ничем не занимается, из серьезных
дел его по-настоящему ни одно не увлекает.
Для него главное — уют и покой.
Совершенно
разные суждения складываются у них в
отношении к искусству. Базаров отрицает
Пушкина, причем необоснованно. Аркадий
пытается доказать ему величие поэта.
Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо
одет, у него аристократические манеры.
Базаров же не считает нужным соблюдать
правила хорошего тона, столь важные в
дворянском быту. Это сказывается во всех
его поступках, привычках, манерах, речах,
внешнем виде.
Крупное
разногласие возникло между “друзьями” в
разговоре о роли природы в жизни человека.
Здесь уже видно сопротивление Аркадия
взглядам Базарова, постепенно “ученик”
выходит из-под власти “учителя”. Базаров
ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты
— нежная душа, размазня”, — говорит
Базаров, понимая, что Аркадий уже не может
быть его сподвижником. “Ученик” не может
жить без принципов. Этим он очень близок к
своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.
Аркадий — человек, принадлежащий старому
поколению, поколению “отцов”.
“Отношение
Базарова к своему товарищу бросает яркую
полосу света на его характер; у Базарова нет
друга, потому что он не встретил еще
человека, который бы не спасовал перед ним.
Личность Базарова замыкается в самой себе,
потому что вне ее и вокруг нее почти нет
вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев)
— вот главное в разногласиях героев.
Аркадий
хочет быть сыном своего века, пытаясь
приспособить для этого идеи Базарова.
Базаров
умирает в полном одиночестве. И на “небольшое
сельское кладбище” приходят лишь “два уже
дряхлые старичка — муж с женою”. Аркадий не
становится продолжателем его взглядов, он
находит свое душевное успокоение с Катей
Одинцовой.