ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я. Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представи- телей филосовской мысли Росии западнического направления.Он всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, - его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в единственном из "филосифических писем" напечатанном при жизни автора.Мировой читатель долгое время был лишен возможности уз- нать развитие и суть филоствской концепции Чаадаева,так как опубликовано было только одно письмо при жизни.Кроме того, сами писема считались утерянными и найдены были только в 1935г. несколько писем не было опубликовано,так как в них Чаадаев по- ложительно отзывается о религии. Перейдем к изучению концепции Чаадаева. Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом, поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего его религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а просто христианский философ". У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, нату- ра искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не случайной а всецело и до конца воодушевленной христианством. Если один из величайшихмистиков христианского Востока(св. Иса- ак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувс- твовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическую сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все своеобразие и особенность Чаадаева.По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей.Основная богос- Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто- рическом воплощении, как Церковь.Действие христианства в исто- рии во многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его
- 2 - единстве"(т.е. в Церкви). Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев ре- шительно защищает свободу человека, ответственности его за ис- торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыс- лом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи повседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаа- даев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от- ветственность и свободу человека.Но здесь его философские пос- троения опираются на его антропологию, к краткому изложению которой мы сейчас и перейдем. "Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев в одном из своих "Философических писем",- обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом".Одной стороной челов- век принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции". Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется бла- годаря социальной среде.Человек глубочаеше связан с обществом бесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существен- ной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай- но важные выводы.Прежде всего,"происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, - иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах , но свет разумности хранится и передается через социальную среду.С одной стороны, индивиду- альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми,с существе своем исходит от того, что выше людей - от Бога. Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды, от Бога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания."Все бдаго, которое мы совершаем, есть
следствие присущей нам способности
подчиняться
неведомой силе".Этот супра-натурализм не переходит
в
окказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, -
наоборот,
Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело-
- 3 - века.Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу и , чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше. Это учение о 2страшной" силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы, - учением о первородном грехе.Для Чаадаева "Субъек- тивных" разум полон "обманчивой самонадеянности"; идеология индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле- бания заявляет: "Назначение человека - уничтожение личного бы- тия и замена его бытием вполне социальным или безличным". Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишб попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной стороны, а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало искаженное,искалеченное,изврещенное произволом человека". Для Чаадаева источник знания - "столкновение сознаний",иначе гово- ря, взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт- ного знания, но весь чувственный материал руководствуется иде- ями разума. Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием одельного человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики человека, дан в еаличности исторического бытия, как особой фо- рме бытия.Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обрат- ный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства. Смысл истории осуществляется "божественной волей, власт- вующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным це- лям".Это есть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит- ся Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него творится на земле, - оттого христианство и исторично по су- ществу, - его нельзя понимать "потусторонне".Для чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, уста- навливается единство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа- да. "На Западе все создано христианством". Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображе- ниями. Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какуб навевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка- който странный ущерб в самой идее провиденциализма: "Провиде- ние исключило нас из своего благодетельного действия на чело- веческий разум..., всецело предоставив нас самим себе". В развитии своего филосовского мировозрения Чаадаев по-разному решал эту "загадку" России.В начале Он пришед к вы- воду, что Россия предназначена для того, что-бы послужить уро- ком для остального человечества.Именно эта позиция варажна в первом из "Философических писем"(которе было опубликовано). Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определен- ность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще выступить на поприще исторического действия еще не наступила. Дальше он развивает мысль: "Провидение сделало нас слиш- ком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин- тересов национильностей и поручило наминтересы человечества". Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадае- ва в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.
- 3 - века.Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу и , чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода) нуждается в постоянном воздействии свыше. Это учение о 2страшной" силе свободы у Чаадаева стоит в теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей природы, - учением о первородном грехе.Для Чаадаева "Субъек- тивных" разум полон "обманчивой самонадеянности"; идеология индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле- бания заявляет: "Назначение человека - уничтожение личного бы- тия и замена его бытием вполне социальным или безличным". Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил лишб попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной стороны, а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало искаженное,искалеченное,изврещенное произволом человека". Для Чаадаева источник знания - "столкновение сознаний",иначе гово- ря, взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт- ного знания, но весь чувственный материал руководствуется иде- ями разума. Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием одельного человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики человека, дан в еаличности исторического бытия, как особой фо- рме бытия.Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрывается лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обрат- ный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне христианства. Смысл истории осуществляется "божественной волей, власт- вующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным це- лям".Это есть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит- ся Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть понят лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него творится на земле, - оттого христианство и исторично по су- ществу, - его нельзя понимать "потусторонне".Для чаадаева (этого требовала логика его историософии) религиозное единство истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, уста- навливается единство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа- да. "На Западе все создано христианством". Высокая оценка западного христианства определяется у Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображе- ниями. Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи. Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма, какуб навевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка- който странный ущерб в самой идее провиденциализма: "Провиде- ние исключило нас из своего благодетельного действия на чело- веческий разум..., всецело предоставив нас самим себе". В развитии своего филосовского мировозрения Чаадаев по-разному решал эту "загадку" России.В начале Он пришед к вы- воду, что Россия предназначена для того, что-бы послужить уро- ком для остального человечества.Именно эта позиция варажна в первом из "Философических писем"(которе было опубликовано). Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определен- ность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще выступить на поприще исторического действия еще не наступила. Дальше он развивает мысль: "Провидение сделало нас слиш- ком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин- тересов национильностей и поручило наминтересы человечества". Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадае- ва в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.