Сочинения по литературеЧехов А.П.Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)




История русской литературы всегда опиралась на творчество тех художников слова, чей талант, поднявшись до высших
достижений предшественников, сумев переосмыслить созданное ранее, принес в отечественную культуру принципиальные
художественные открытия.
Среди таких авторов, безусловно, можно выделить Антона Павловича Чехова, с именем которого связан особый род
мастерства, проявившегося прежде всего в способности писателя проследить динамику человеческой души в разных ее
проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму – рассказ.
До этого автора литература не знала метода, который позволял бы анализировать мимолетные черты текущего бытия и в
то же время давал бы полную, эпическую картину жизни. Чехову удалось осуществить это впервые.
А новая форма повествования предполагала, безусловно, и нового героя, совершенно не похожего на монументальные
образы (такие, как Онегин, Печорин, Болконский, Каренина).
Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится тот пласт действительности, который открывает
читателю жизнь обыденную, каждодневную, часто проходящую мимо сознания большинства людей. Но ведь обыденность, по мнению
писателя, и «творит личность», поскольку в судьбах людей ярких, необычных событий наберется не так уж много. И Чехов
стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и
помочь человеку жить осознанно.
Именно такие размышления подтолкнули его к работе над рассказом «Человек в футляре». Главным героем произведения
становится учитель Беликов, представитель того социального типа интеллигента, который вызывал особый интерес у Чехова.
В чем же проявляется самобытное искусство писателя в разработке характера героя? Прежде всего, в новизне способа
создания образа. В отличие от классических героев русского романа, живописных и скульптурных, персонажей Чехова легко
«почувствовать», но трудно «увидеть». Такое впечатление возникает, в частности, потому, что писатель отказывается от
традиционной портретной характеристики. Он ограничивается более или менее яркой деталью, доверяя все остальное фантазии
своего читателя. Так внимание автора сосредоточено на подробном описании вещей Беликова: неизменные калоши, темные
очки, нож, зонтик, часы, халат, колпак – все, кроме лица, постоянно спрятанного в воротник теплого пальто. И только два
– три портретных штриха: «маленький», «скрюченный», «лицо, как у хорька».
Чехов высвечивает отдельные детали, а мы уже сами домысливаем, дорисовываем образ. И в этом нам помогает автор,
раскрывающий характер своего героя во взаимоотношениях с окружающими, в мастерски выстроенных диалогах, с помощью
внутреннего монолога.
В повествовании Чехова есть такая закономерность: чем богаче натура персонажа, тем живее воспринимает он
окружающую действительность, тем непосредственнее его связи с миром, да и сама реальность предстает во всем своем
многообразии. Подобная жизненная позиция характерна для других героев этого рассказа: Вареньки и ее брата Михаила
Саввича.
Образ Беликова создан по контрасту с ними. Мертвый уже при жизни, этот наставник юношества воспринимает
окружающий мир крайне однообразно, односторонне. Немногочисленные «позволения» вызывают у него сомнения и страх: «Как бы
чего не вышло». А потому вся жизнь героя проходит в болезненном поиске у окружающих «всякого рода нарушений, уклонений,
отступлений от правил». Маниакальная осторожность, мнительность загоняют Беликова в тесные рамки запрещающего все
«циркуляра». Исподволь, ненавязчиво подводит нас писатель к мысли о «футлярности» жизневосприятия героя, занимая при
этом позицию как бы стороннего наблюдателя. Он избегает прямой авторской оценки изображаемого. И это тоже одна из
особенностей чеховского стиля.
Разрабатывая характеры своих персонажей, писатель часто проводит их через испытание любовью, и ценность личности
соотносит с умением человека мучиться, страдать, бороться за свое счастье. И «человеку в футляре» Чехов дает возможность
изменить свою жизнь. Знакомство с Варенькой, натурой живой, непосредственной, могло стать поворотным моментом в судьбе
героя. А способен ли Беликов к глубоким душевным порывам? В его монологах, прежде весьма пространных, насыщенных
отвлеченными от реальности фразами («Антропос!», «О, как звучен, как прекрасен греческий язык!») вдруг появляются
обнадеживающие читателя мысли: «Варвара Саввишна мне нравится…и я знаю, жениться необходимо каждому человеку…» Но
нет!.. Вновь, и уже окончательно, Беликов отказывает самому себе, но не потому, что он не способен на ответное чувство,
а чтобы потом «чего не вышло». Герой страшится «странного образа мыслей» и бойкого характера девушки. Он боится не
ответственности, а «чего доброго попасть в какую-нибудь историю».
Используя в обрисовке характера героя прием «от частного – к общему», «от конкретного – к типичному», Чехов не
останавливается на индивидуальных чертах Беликова. Этот герой просто смешон, его образ карикатурен, но автор возводит
психологию своего персонажа до социального явления, страшного по своей сути и опасного для окружающих. Автор не
заканчивает рассказ уходом героя из жизни. Он заставляет задуматься читателя о том, что со смертью Беликова атмосфера
страха и рабства не исчезает. Философия «беликовщины» живуча, она успела глубоко пустить свои корни в души людей.
Казалось бы, Чехов делает пессимистический вывод: «…жизнь потекла по-прежнему … не стала лучше». И вдруг новый поворот
авторской мысли: «… нет, больше жить так невозможно!» И мы облегченно вздыхаем: не все еще потеряно! А вот это уже
оценка Чехова - человека, гражданина, художника, чье искусство в изображении характеров героев – это результат
напряженной творческой мысли, основанной на изучении лучших традиций отечественной литературы.
В творческом наследии этого писателя ощутимы и психологизм от Льва Толстого, и нерасторжимая связь человека и
среды от Лермонтова, и сатирический взгляд на изображаемое от Салтыкова-Щедрина. Все это, умело обобщенное и отточенное,
помноженное на талант Чехова, сделало его рассказы неповторимыми, а мастерство в создании художественного образа –
уникальным.
Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века)

Слов:834
Символов:6516
Размер:12.73 Кб.