.
Михаил Александрович Шолохов – это писатель, который очень ярко смог отразить трагическую судьбу народа в то не
легкое время. Весь свой талант большого художника он посвятил изображению народа. Значение Шолохова в том, что ему
удалось всесторонне, с огромной художественной силой показать историческую эпоху борьбы за становление и утверждение
социалистического общества в нашей стране как эпоху духовного преображения человека. Изучение шолоховского психологизма,
умения проникнуть в сложный мир человеческих переживаний и поступков, приобретает сегодня особое значение для литературы
как человековедения.
Главным героем его романа – эпопеи стал Григорий Мелехов. Он воплотил в себе трагическую судьбу русского мужика, вместе
со своим народом пройдя трудную дорогу обретении, ошибок и потерь. В его характере наблюдаются многие типичные народные
черты, подтверждающие слияние Григория с миром. Но наряду с этим главного героя отличают высокие человеческие качества
народного характера: несокрушимое жизнелюбие, которое помогло ему пройти сквозь «кровавые годы» войны и революции, а
также счастливая способность восприятия всего прекрасного на Земле. Какие бы испытания Григорий не переносил, он всегда
оставался человеком. Пройдя бесчисленные испытания, он не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желания
жить.
В чем же состоит трагедия Григория Мелехова, последствием которой стала сложная судьба – дорога обретений и потерь?
Совершенно определенно мы можем сказать только то, что корнями своими она уходила глубоко в сердце героя – туда, где
жили его гордость, самостоятельность и независимость.
Не смотря на то, что в Григории ярко выражено личностное начало, он настолько близок своим корням, истокам, что
невозможно назвать его отщепенцем, отбившимся от общей массы и шедшим против народной воли.
Григорий не отбился, не заблудился, он, скорее, запутался. Присущие ему самостоятельность и максимализм не позволяли
принять помощь со стороны и остановиться на полпути. Поэтому его поиски абсолютной нравственной правды не могли
закончиться с определенным результатом, удовлетворившим его. На во
йне он ищет возможность не убивать – это
неосуществимо. И как человека с высокими нравственными принципами, его не может успокоить утверждение об оправданности
смертей. Здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными искренними убеждениями и суровой
реальностью. В душе героя рождается двойственное отношение к понятию «дома». Григорий Мелехов относится к тем людям с
сильным характером, которые ни за что не поступятся собственными принципами и моральными убеждениями. Его раздирают
внутренние противоречия: горячая кровь предков усиливает конфликт между изначальными призваниями казака. Воин или
землепашец – он старается определиться.
На войне он совершает убийства, но делает это, выполняя свой долг гражданина. И тем не менее автор показывает, как
Григорий мучается после совершенного, «переламывая в себе нудную: нутряную боль». Главный герой не приемлет смерть,
утверждает значимость человеческой жизни безотносительно к тому, в каком политическом стане оказался человек. Потому
таким тяжелым нравственным испытанием стало для Мелехова его первое убийство: « Совесть убивает»,- скажет он в
разговоре с братом Петром. Поэтому ни разу убитый австриец не был назван «врагом».Усталость и озлобление, будто волна
безумия, захлестнули его, привели к жестокости.
Война и смерть «оторвали» Григория от земли, вселили в сердце боль и тоску. И только возврат к истокам может спасти его
израненную душу. Шолохов подчеркивает, что боль в груди Григорий лечит, ложась « на сырую землю».
Трагедия Григория – война. Не было бы её – не было бы и этих бессмысленных, ранящих душу смертей, горькой оторванности
от всего родного и любимого. Война разрушает возможность воплощения в жизнь идеала Григория: работа, дети, любимая, его
влечет спокойная, мирная жизнь, «сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной мелехом травы». Его
идеал – идеал жизни, воплощенный в заключительной картине сына на руках у отца. Это и есть то немногое сбывшееся, « о
чем бессонными ночами мечтал Григорий». Жизнь, где нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной
нравственной правды. Жизнь ради жизни.
неосуществимо. И как человека с высокими нравственными принципами, его не может успокоить утверждение об оправданности
смертей. Здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными искренними убеждениями и суровой
реальностью. В душе героя рождается двойственное отношение к понятию «дома». Григорий Мелехов относится к тем людям с
сильным характером, которые ни за что не поступятся собственными принципами и моральными убеждениями. Его раздирают
внутренние противоречия: горячая кровь предков усиливает конфликт между изначальными призваниями казака. Воин или
землепашец – он старается определиться.
На войне он совершает убийства, но делает это, выполняя свой долг гражданина. И тем не менее автор показывает, как
Григорий мучается после совершенного, «переламывая в себе нудную: нутряную боль». Главный герой не приемлет смерть,
утверждает значимость человеческой жизни безотносительно к тому, в каком политическом стане оказался человек. Потому
таким тяжелым нравственным испытанием стало для Мелехова его первое убийство: « Совесть убивает»,- скажет он в
разговоре с братом Петром. Поэтому ни разу убитый австриец не был назван «врагом».Усталость и озлобление, будто волна
безумия, захлестнули его, привели к жестокости.
Война и смерть «оторвали» Григория от земли, вселили в сердце боль и тоску. И только возврат к истокам может спасти его
израненную душу. Шолохов подчеркивает, что боль в груди Григорий лечит, ложась « на сырую землю».
Трагедия Григория – война. Не было бы её – не было бы и этих бессмысленных, ранящих душу смертей, горькой оторванности
от всего родного и любимого. Война разрушает возможность воплощения в жизнь идеала Григория: работа, дети, любимая, его
влечет спокойная, мирная жизнь, «сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной мелехом травы». Его
идеал – идеал жизни, воплощенный в заключительной картине сына на руках у отца. Это и есть то немногое сбывшееся, « о
чем бессонными ночами мечтал Григорий». Жизнь, где нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной
нравственной правды. Жизнь ради жизни.