Об одном мотиве в повести И. Шмелева "Неупиваемая чаша"
Мельник В. И., Мельник Т.В. "Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15. 11). "Неупиваемая Чаша" – повесть о духовной радости, о преодолении греха светом. Внешний, социальный мотив русского крепостного таланта – в духе "Левши" и "Тупейного художника" Н.С. Лескова – переплетается здесь с гораздо более глубоким мотивом радости, с которым связана уже духовная проблематика произведения. Мотив радости звучит с самого начала повести. Портрет Анастасии Ляпуновой, при всей горечи и затаившемся страдании, радостен: "На тонком бледном лице большие голубые глаза в радостном блеске …". В склепе ее медальон, и здесь мы снова видим "те же радостно плещущие глаза". Многое в повести Шмелева увидено глазами главного героя, художника Ильи, а потому главный источник этой радости – Анастасия. Ее образ - на перекрестье всех основных мотивов повествования. Ко времени написания повести И.Шмелев – уже человек веры, поэтому часто повторяющееся в повести слово "радость" имеет не обычный, но духовный смысл. Радость просыпается при соприкосновении с духовными предметами. Так, в начале IV главы сказано: "Радостно трудился в монастыре Илья. Еще больше полюбил благолепную тишину, тихий говор и святые на стенах лики. Почуял сердцем, что может быть в жизни радость. "Мне и труда нету, одна радость". Понятие "радости" в святоотеческой литературе – одно из коренных, поэтому оно играет многими смыслами. Восходит оно к образу-символу "радуги", "радоницы". Радуга, как известно, дана была Богом человечеству после потопа в обетование того, что потопа на земле больше не будет (1). Радуга – связь человека с Богом, мост между Небом и землей. Слова "почуял сердцем, что может быть в жизни радость" не носят ни бытового, ни только лишь психологического смысла. Ведь связь между Небом и землей, между иконой и портретом служит смысловой основой повести. Радость в Православии – понятие многогранное. Святые Отцы Церкви пишут о радости "здравия души" и внутреннего согласия с Богом, о радости "сокрушения" о своих грехах и умиления, о радости, которую испытывает человек, когда чувствует, что становится вместилищем Божества. Глубоко рассматривает этот предмет, например, св. Симеон Новый Богослов, который в четвертом Слове пишет о том, что только для радости воскресения, "радости неизглаголанной… рождаются и умирают люди" (2). Святитель Тихон Задонский говорит о связи "радости и любви" :"Радость без любви не бывает, и где любовь там и радость" (3). Об иной радости говорит св. Блаженный Августин и т.д. О какой же радости прежде всего пишет Шмелев? В сущности, перед Шмелевым во время написания повести стоит вопрос о святости обычного человека, человека не без греха. Поэтому радость в повести практически тождественна святости. Автор задумывается над главной темой Нового Завета – темой спасения человека через его освящение, которое стало возможным после прихода Иисуса Христа. В этом смысле "Неупиваемая Чаша" - повесть, в которой плещется через край духовное личное настроение Шмелева, ставшее для него откровением. Это настроение не аскезы и покаянного труда, а первооткрытия, что Иисус Христос дарует нам спасение. От этого радость как основной мотив и всепроникающая эмоция повести. Шмелев задается тем же вопросом, каким задавался и его современник – выдающийся русский православный мыслитель ХХ века профессор Н.Е..Пестов, который в своем капитальном труде "Современная практика православного благочестия" пишет: "В настоящее время под словом "святые" подразумевают обычно только прославленных и канонизированных Церковью святых… Между тем не то понималось под словом "святые" в первой Апостольской церкви. Апостол Павел вообще всех членов Церквей Христовых называл "святыми"…" (4). В самом деле, в своем Послании к Филиппийцам апостол пишет: "…Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Фил. 1, 1-2). Послание заключается словами: "Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома" (Фил. 4, 22). Радость у Ильи всегда появляется при соприкосновении со святостью. Шмелев настойчиво подчеркивает это, чтобы затем показать эту радость при написании портрета Анастасии, так или иначе возводимой героем в "святые". Смысловые поля повести определены сопоставлением и в последующем – уравнением иконы и портрета, живого человека и канонического святого. Радость уже в IV главе связывается непосредственно с главным предметом изображения: со святыми. И.Шмелев соединяет представления о рае земном и небесном в изображении молитвы в утреннем саду, молитвы со слезами радости на глазах ("Так хорошо было"). Не случайно по окончании молитвы впервые услыхал Илья голос Ангела и увидел "белое видение" и "будто во весь сад глаза". Образ таких глаз импрессионистичен, подчеркнуто нереалистичен. Более того, он не духовен, а душевен. Эти глаза во весь сад и эта радость – пройдут через всю повесть. И слова:"Илья весь тот день ходил как во сне и боялся и радовался, что было ему видение… С этого утра положил Илья на сердце свом – служить Богу". Здесь возникает вопрос о каноне и отклонении от канона, о духовном откровении и возможной прелести. "Видение" - как его истолковать? Ясно, что Илья – избран и отмечен как художник. Но – кем? Монашки говорят, "подбирая бледные губы": "Благодать Божия на нем". А если нет? – ведь весь духовный путь Ильи Шаронова – не канонический. Все созидаемые им иконы отличаются тем, что в ликах святых узнаются лица реальных, окружающих его людей. Так, св. Арефия Печерского он пишет с ликом своего учителя – иконописца Арефия. Змея, побиваемого Георгием-Победоносцем, - с ликом старого развратника-барина. Св. мученика Терентия написал он с ликом своего отца Терентия. В св. преп. Марии Египетской узнается Зойка-цыганка, а в храмовой росписи Страшного Суда – "и маляр Терешка, и Спиридоша-повар, и утонувший в выгребной яме Архиша-плотник, и крикливая Любка, и глупенькая Сафо-Сонька, и живописный мастер Арефий… многое множество". Великомученица Анастасия удивительно схожа с барыней Анастасией, в которую влюблен Илья. Святость в изображении Шмелева очень доступна каждому. Очевидно сам писатель в это время размышлял о природе святости, о том, что спасутся и значит станут святыми у Бога не только те, кто привычно глядит на нас с иконы, а многие-многие "простые" люди. Подобные рассуждения отсылают нас к книге епископа Варнавы (Беляева), вернее к ее названию – "Искусство святости". Мало искушенный еще в духовной жизни Шмелев , очевидно, ищет пути органичного соединения церковных канонов и святоотеческих представлений о человеческой жизни и путях спасения с художественно-литературными представлениями о человеке. Многие герои повести запечатлены в иконе, сам же Илья как бы воплощается в храме св. Ильи–Пророка. Тема человека-Храма, тема строительства Храма внутри своей души самим человеком – встречается не только в "Неупиваемой чаше", но и , например, в "Рваном барине",- повести, в которой социальная тема органично сплавлена с романтической и духовной. Весьма важно, что Анастасию влюбленный Илья пишет и в обычном, "земном" портрете, который поражает посетителей Ляпуновки необычайностью лица, и в "небесной" иконе, с нимбом вокруг головы.
Хотя в
повести прямо не говорится о том, что
лик Богородицы писался с лица Анастасии (очевино, Шмелев знал подобный же факт из биографии Рафаэля),
- можно заключить об этом с достаточной
степенью уверенности, т.к. художник во
время работы над портретом видит как бы два образа: один недосягаемый,
"небесный" лик Пресвятой Девы, а другой – любимой земной женщины. При
этом Илья дает явно акцентированную в повести "сверхустановку" для
себя: "Напишу тебя, не бывшая никогда! И будешь!" (гл.XV).
Описывая
то, как Илья пишет портрет любимой
женщины, автор постоянно употребляет
глагол "пить": "Теперь он пил неустанно из ее менявшихся глаз", "в сладострастной
истоме пил Илья ее любовь по ночам –
бесплотную, и приходил к ней, не смея взглянуть на чистую". Хотя автор акцентирует страсть Ильи, он в то же
время ясно показывает, что доминирует у Ильи не земная страсть, а платоническое
чувство, озарившее светом и радостью всю жизнь. Илья как бы обоготворяет
предмет своей страсти. Он пьет из "Неупиваемой чаши". Конечно, Шмелев
не мог не иметь в виду известных Евангельских слов: "Пийте из нея вси… Сия
есть кровь Нового Завета…" Автор
попытался изобразить путь человека к
Богу через возведение высоко
очистительной любви к земной
женщине до степени небесной любви к
Пресвятой Богородице: "Две их было: в черном платье, с ее лицом и радостно
плещущими глазами, трепетная и желанная, - и другая, которая умереть не
может" (гл. XVI). В подобном
замысле чувствуется опыт западноевропейского средневековья – с культом Дамы. С точки же зрения собственно церковной
– герой повести оказывается неканоничен,
дает большое место воображению и самостоятельным трактовкам.
Вышедшие
из души Ильи образы, связанные в ней навсегда вместе, в реальности, однако,
живут совершенно различной жизнью. Если портрету удивляются праздные
посетители, заинтригованные легендой о романтической любви крепостного художника к страдающей
от домашнего гнета барыне, то
икона отделилась от судьбы и
жизни своего создателя и живет сама, чудотворя и источая людям благодеяния: "Радостно и маняще
взирает на всех" (гл. XVIII). Не случайно приводит автор слова акафиста:
"Радуйся, Чаше Неупиваемая!"
Радость
будит в повести еще один ассоциативный ряд, в данном случае мотив радости
связан с вопросом о
"византийско-строгом" и "рублевски-радостном" в
иконописании. Будучи в Италии, Илья
ощутил "новую землю и новое небо", "давшуюся нежданно
волю". Он почувствовал себя
свободным человеком, а не барской собственностью: "Радостным,
несказанным раскинулся перед ним мир Божий… все было новое". Илья не
отвернулся от чужого и незнакомого: его радует и церковный орган, и
"неслыханный перезвон колоколов", и "белые гробницы".
Католический пласт культуры вошел в его жизнь мирно, хотя и не заменил, да и не
мог заменить, родного. "Камни старые полюбил Илья (несомненная реминисценция
из Ф.Достоевского, говорившего о "старых камнях Европы" – В.М.), и
приросли они к его молодому сердцу". Обобщающая значительность ,
стилистическая строгость фразы показывает, что автор имеет в виду не только
Илью, а молодой национальный дух России – здесь явное указание на Ф.Достоевского с его "всемирной
отзывчивостью" русского сердца.
Теперь
учителями Ильи становятся "радостные" в церковной живописи
западноевропейские художники эпохи
Возрождения: Леонардо и Микеланджело, Тициан и Рубенс, Рафаэль и Тинторенто.
Они-то прежде всех и названы "старыми камнями". Но рядом
- спасающий его дрезденский рисовальщик Иван Михайлов, возвращающий его
мысли к родному народу. Сам И.Шмелев постоянно возвращается к контрасту России
и Европы: с одной стороны Илья отмечает, что "все радостное и светлое было
в теплом краю, грубого слова .., окрика не услыхал он за эти три года. Ни одной
слезы не видал… Песен веселых много послушал он…", а с другой –
"сумрачные лица… лохматые головы". Из Италии привез Илья новую манеру
письма: "По-новому, Илья, пишешь. Красиво, а строгости-то нету". Очень важен ответ Ильи Капелюге: "Старое
было строгое. Р а д о в а т ь хочу вас,
вот и пишу веселых".
Однако
от возрожденческой по духу живописи у
Ильи "не было полной радости. Знал
сокровенно он: нет живого огня, что сладостно опаляет и возносит душу"
(гл. X).
Рублевское,
радостное входит в Илью с глазами
Ангела, которые он вновь видит на одно мгновенье. Потом приходит искушение. Пишет Илья
"Неупиваемую Чашу" как святой лик Анастасии. Но в то же время он борется со своей грешной
земной страстью к чужой жене. В этой борьбе он изнемогает, но побеждает. Это
явная параллель, данная Шмелевым к известному требованию длительного и упорного
поста, духовного подвига, необходимого иконописцу, когда он приступает к работе
над иконой. Победа над собой, над своим
грехом, над блудной страстью была истинной и полной. Вот почему икона,
написанная Ильей, чудотворит.
Но
характерна та важная поправка, которую делает Шмелев: образ Христа дописывает
на иконе инок, который придает к а н о н и ч е с к и й вид талантливой работе Ильи. Шмелев
подчеркнул роль Церкви в жизни художника, и тем снял все противоречия,
наметившиеся в повести.
Все
примиряет в "Неупиваемой чаше"
архиерей, который допускает судьбу и творчество Ильи Шаронова как один
из путей Божиих. Может быть, вспоминал при этом писатель то необычное
монашеское благословение, которое дал ему на "писательство"
преподобный Варнава.
Из
Церковной практики, а возможно, и из каких-либо конкретных источников, Шмелев
уяснил мысль о святости или, вернее, возможности святости обычного грешника,
которому не закрыт вход в Царствие Небесное при определенных условиях. Вся
повесть проникнута радостью этого личного духовного откровения. Эту мысль автор развивает в "Неупиваемой чаше",
герои которой становятся предметом иконописания Ильи.
Общий духовно-душевный и даже эмоциональный настрой
повести таков, что мотив покаяния как
необходимого условия радости спасения не
акцентирован, несмотря на то, что Святые Отцы как раз подчеркивают прежде всего
необходимость для человека покаяния и слез, из которых уже и рождается
впоследствии, после годов труда и пота,
радость приобщения к Господу. Напротив,
радость плещется у Шмелева через край "Чаши". Под "Чашей"
же следует воспринимать прежде всего таинство Евхаристии (5). Итак, повесть проникнута духом и настроением
не покаяния, а Евхаристии. Оттого в ней и соединяются в центральном образе –
иконы "Неупиваемая Чаша" – сразу
все главные для Ильи Шаронова и для самого Шмелева образы: Спасителя как
виновника спасения, Чаши-Евхаристии как орудия спасения (спасение через
Приобщение к Святым Христовым Тайнам), наконец,
Божией Матери, которая для Ильи (и для Шмелева как писателя-творца) сливается
с образом любимой женщины. Образ иконы "Неупиваемая Чаша" лично важен для Шмелева как найденный им
способ веры и спасения.
Образ
радости в повести многопланов. В ней есть и истинная глубина и, порою,
отраженный, более поверхностный, свет.
Главный, доминирующий смысл этого мотива в "Неупиваемой чаше"
– радость познания Бога, жизни для Него, радость преодоления земного во имя
вечного, радость видения в земном –
отсвета Небесного, в живом портрете – отсвета
Вседарящей Радости: "Радуйся, Чаше Неупиваемая!"