Афоризм Карла Маркса об «идиотизме деревенской жизни», надо думать, заразил русских писателей начала XX века отвращением к старорусскому укладу.
Противоречивое и сложное отношение русских писателей к деревне лучше всего прослеживается на примере творчества великих мастеров русской литературы. В первой половине XX века одним из таких мастеров был Иван Алексеевич Бунин. В своем творчестве он не прошел мимо разоренной русской деревни, в которой после разрушительной реформы 1861 года правили голод и смерть. Писатель ищет идеал в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»), подорвавшем национальное здоровье русского народа.
Во многих рассказах последнего десятилетия XIX века у Бунина появляются образы «новых» людей-разрушителей. Рассказа эти проникнуты тревожным предчувствием близких перемен. В начале XX века лирический настрой прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин с пессимизмом смотрит на перспективы народной жизни — слишком мало русского остается в характере деревни.
Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира. Это летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности, закономерности конца как платы за «общественный прогресс». Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконнорожденным сыном, трагическая гибе
Бунин — поэт деревенского запустения. Он, может быть, первым из русских писателей взором прозорливца увидел, какой станет русская деревня без русских хозяев в XXI веке, и тихо ужаснулся.