Причины корыстолюбия, эгоизма, аморальности своих героев-крестьян писатель находит в тех нечеловеческих условиях, в которые капитализм поставил разоряющегося крестьянина. Не случайно , говоря о последствиях проникновения капитализма в деревню, для иллюстрации своих мыслей ссылался, в частности, на рассказ Вересаева «Лизар» (1899),
Мрачный колорит крестьянских рассказов Вересаева все же не заглушает главного в них жизнеутверждающего тона. «…Меня еще сильнее охватила эта через край бившая кругом жизнь,— читаем мы в рассказе «Лизар».— …Хороша жизнь! Жить, ж
Крестьянские рассказы Вересаева написаны в лучших традициях русской прозы. Воссоздание человеческих характеров с позиций демократически настроенного интеллигента получает здесь свое дальнейшее развитие. Ясность оценочных критериев, четкая очерченность авторских симпатий и антипатий, чередование описательных мест с философско-публицистическими — все это составляет своеобразие Вересаева-художника.