«Я уже писал тебе однажды, что мне приходят в голову самые неправдоподобные вещи. Но на самом деле это не так. Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», — с такими словами Жюль Верн обратился к своему отцу незадолго до выхода «Двадцать тысяч льё под водой». В этом романе, пожалуй, ярче всего проявилась замечательная способность Жюля Верна воплощать в художественном образе слове свои представления о будущих достижениях науки и техники.
В ту пору первые подводные лодки делали робкие попытки опуститься на морское дно. Практические результаты были еще незначительны: глубина погружения не превышала нескольких метров, расстояние, пройденное под водой, — нескольких километров.
К середине XIX века в списке изобретателен подводных лодок насчитывалось уже несколько десятков имен, но ни один изобретатель не мог похвастаться большими достижениями. Отсутствие необходимых технических средств ставило перед изобретателями непреодолимые преграды.
В 1776 году американский механик Башнелл построил первую в мире металлическую подводную лодку — «Черепаху». Она напоминала яйцо, состоящее из двух половинок, скрепленных болтами, и приводилась в движение гребным винтом, который вращался рукояткой. «Черепаха» погибла на рейде Нью-Йорка при попытке взорвать английский корабль «Игл».
В 1800 году Роберт Фултон спустил под воду судно сигарообразной формы, с гребным винтом, который вращали четыре человека. «Наутилус» Фултон а был построен во Франции на средства республиканского правительства — для борьбы с английским флотом. Но подводное судно не оправдало возлагавшихся на него надежд: оно делало не больше трех километров в час, и, хотя изобретатель надеялся улучшить конструкцию своего «Наутилуса», Наполеон (тогда еще генерал Бонапарт) распорядился «дальнейшие опыты с подводной лодкой американского гражданина Фултон а прекратить». Название «Наутилус», прославленное впоследствии Жю-лем Верном, стало традиционным для подводных кораблей. 13
Русский военный инженер А. А. Шильдер построил в 1834 году весельную подводную лодку водоизмещением в шестнадцать тонн, приводимую в движение физической силой моряков.
Ручным двигателем была снабжена и подводная лодка Аунлея «Давид». Аунлей принимал участие в гражданской войне в США на стороне южан. В 1863 году он взорвал корабль северян и погиб вместе с экипажем «Давида».
От «Черепахи» до «Давида» прошло без малого 90 лет, но подводные лодки все еще были неповоротливы, медлительны и, главное, не умели сохранять равновесие под водой: то камнем плюхались на дно, то неожиданно выпрыгивали кормой или носом вверх. Кроме того, они были слепы, как кроты.
Наибольшая трудность заключалась в отсутствии м
Тот жеАунлей попытался было построить подводную лодку с паровым двигателем, но вскоре отказался от этой затеи и вернулся к ручному вороту. Подводная лодка с паровой машиной стала пленницей дымовой трубы: ее верхушка должна была всегда торчать на поверхности.
Потом пробовали ставить на подводной лодке воздушный двигатель. Поршни машины приводились в движение сжатым воздухом (французский подводный корабль Буржуа и Брюна «Плонжер»— 1863 г.; подводная; лодка русского изобретателя Александровского—1867 г.}. Однако запаса сжатого воздуха хватало только на час — полтора.
От воздушного двигателя также пришлось отказаться.
Таково было состояние подводной навигации в то время, когда Жюль Верн задумал написать «Двадцать тысяч льё под водой».
Писателю были хорошо известны конструкции и история подводных лодок Башнелла, Фултона, Аунлея, Бауэра и других изобретателей, а корабль чсПлонжер» — настоящий гигант того времени, водоизмещением в 450 тонн — он видел собственными глазами.
Первая подводная лодка, приводимая в действие электричеством, появилась только через двадцать лет после того, как Жюль Верн написал свои роман.
«Наутилус», созданный воображением романиста, как бы претворяет в жизнь идею подводной навигации и претворяет ее наилучшим образом. Показывая достижения науки и техники в их будущем развитии, Жюль Верн ставит на подводный корабль электрический двигатель. Об этом тогда могли только мечтать, но этого не могли осуществить изобретатели подводных лодок: не было достаточно мощного электрического двигателя.
Разумеется, при всем своем богатом воображении Жюль Верн не мог предвидеть, как именно будет осуществлена эта идея.
«Есть могущественная, послушная, быстрая, легкоподвижная сила, — заявляет капитан Немо,—которая годится всюду и которой принадлежит первое место на моем корабле. Она душа моих механических двигателей. Эта сила — электричество».
Капитан Немо получает электрический ток от гальванических элементов. Элементы питаются хлористым натрием. Хлористый натрий добывается из морской воды.
Но в действительности таким способом нельзя получить ток нужной силы. Недостаточно эффективен и другой способ получения электричества, о котором говорит капитан Немо: «Я мог бы, например, в цепи проводников, погруженных на разную глубину, получать ток от разности температур слоев воды, окружающих эти проводники». Впоследствии эта фраза из фантастического романа навела французских ученых Клода и Бушеро на мысль об использовании теплоты морей в качестве энергетического источника. В лабораторных условиях «термопары» давно уже нашли практическое применение.