Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, – может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. ” Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.
Свой жанр на эстраде он чаще всего называл – авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.
Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.
В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: “Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…
Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоевываем” в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.
* Я этот небесный квадрат не покину.
* Мне цифры сейчас не важны,
* Сегодня мой друг защищает мне спину,
* А значит и шансы равны.
(”Песня летчика”) Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.
* Война ж совсем не фейерверк,
* А просто трудная работа,
* Когда черна от пота, вверх
* Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… ” Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические.
В фильме “Служили два товарища” роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.
По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
На концертах он часто пел песни о спорте.
Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, – боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.
Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в “Спортлото” их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть “Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) ” или тоже шуточная песня-продолжение “Песня о сентиментальном боксере”. Есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.
* … Профессионалам, отчаянным малым,
* Игра-лотерея, кому повезет.
* Играют с партнером как бык с матадором,
* Хоть, кажется, принято наоборот.
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней – для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая “Утренняя гимнастика”, такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.
* ” Вдох глубокий, руки шире,
* Не спешите – три, четыре!
* Бодрость духа, грация и пластика!
* Общеукрепляющая,
* Утром отрезвляющая,
* Если жив пока еще, – гимнастика!
* Если вы уже устали
* Сели-встали, сели-встали,
* Не страшны вам Аркт
* Главный академик Иоффе
* Доказал: коньяк и кофе
* Вам заменит спорта профилактика.
“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, – и у него рекорды не засчитываются.
* ” Что случилось, почему кричат?
* Почему мой тренер завопил?
* Просто-восемь сорок результат,
* Правда, за черту переступил.
* Ой, приходится до дна ее испить.
* Чашу с ядом вместо кубка я беру.
* Стоит только за черту переступить
* Превращаюсь в человека-кенгуру.
“Песня о штангисте”-это не шуточная песня- она “лирикокомедийная”. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
* Пытаются противники
* Рекорды повторить,
* Но я такой спортивненький,
* Что страшно говорить.
* Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
* … Не отмечен грацией мустанга,
* Скован я, в движениях не скор.
* Штанга, перегруженная штанга
* Вечный мой соперник и партнер.
* Такую неподъемную громаду
* Врагу не пожелаю своему
* Я подхожу к тяжелому снаряду
* С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
* Мы оба с ним как будто из металла,
* Но только он – действительно, металл.
А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. ” В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню “Честь шахматной короны” в две серии: первая-”Подготовка”, а вторая-”Игра”. Песня получилась полуфантастическая и шуточная.
* … И в буфете, для других закрытом,
* Повар успокоил: “Не робей!
* Ты с таким прекрасным аппетитом
* Враз проглотишь всех его коней!
* Ход за мной – что делать?!
* Надо, Сева,
* Наугад, как ночью по тайге…
* Помню-всех главнее королева:
* Ходит взад-вперед и вправо-влево,
* Ну а кони вроде буквой “Г”.
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма “Вертикаль”. Они довольно-таки серьезны. “Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, – они ни к чему хорошему не приведут. “- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма “Вертикаль”. Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.
* … Лучше гор могут быть только горы,
* На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.
* Здесь вам не равнина, здесь климат иной
* Идут лавины одна за одной,
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: “Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет “скорой помощи”, которые могли бы тебя спасти или выручить. “
* В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
* Надеемся только на крепость рук,
* На руки друга и вбитый крюк
* И молимся, чтобы страховка не подвела.
Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях “Человек за бортом” и “Спасите наши души” он это отразил.
* Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
* И якорная цепь визжала чертом,
* Пел песню ветер грубую-и вдруг
* Раздался голос: “Человек за бортом!
* И сразу-”Полный назад! Стоп машина!
* На воду шлюпки, помочь
* Вытащить сукина сына
* Или, там, сукину дочь!
* Я пожалел, что обречен шагать
* По суше, -значит, мне не ждать подмоги
* Никто меня не бросится спасать,
* И не объявят шлюпочной тревоги.
* А скажут: “Полный вперед! Ветер в спину!
* Будем в порту по часам.
* Так ему, сукину сыну,
* Пусть выбирается сам!
* (1969г.)
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.
* Только снова назад обращаются взоры
* Цепко держит земля, все и так и не так.
* Почему слишком долго не сходятся створы,
* Почему слишком часто моргает маяк?!
Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить “Балладу о покинутом корабле”, “Упрямо стремлюсь я ко дну… ” и “Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… “, посвященную экипажу теплохода “Шота Руставели”, на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.