Большая советская энциклопедия
Ссудный капитал
Ссудный капитал,
денежный капитал, предоставляемый в ссуду капиталистам за плату в виде процента, источником которого служит неоплаченный труд наёмных рабочих. Особая историческая форма капитала, порожденная капиталистическим способом производства (см. Кредит). Предшественник С. к. — ростовщический капитал.
Источники С. к. Образование С. к. обусловлено закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках временно высвобождаются денежные средства, на других — временно возникает дополнительная потребность в них. Временно высвобождающиеся в процессе кругооборота капитала денежные средства служат важнейшим источником С. к. К ним относятся: денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в форме амортизации; часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и времени покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства; переменный капитал, временно свободный в промежутке между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы; предназначенная для капитализации прибавочная стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определённой величины, зависящей от масштабов капиталистических предприятий и их технического уровня.
Источником С. к. служат также доходы и сбережения личного сектора (включающего все классы и слои капиталистического общества). К ним относятся прежде всего доходы эксплуататорских классов: буржуазии, и особенно рантье, а также землевладельцев. После 2-й мировой войны 1939—45 рантье утратили самостоятельную роль кредиторов главным образом в связи с хронической инфляцией, обесценивающей их капиталы. Вместе с тем в качестве источника С. к. стали широко использоваться доходы "рантье по совместительству" — слоя высокооплачиваемых лиц: высшего чиновничества, духовенства, лиц свободных профессий и других обеспеченных слоев общества.
В качестве источника С. к. используются и сбережения трудящихся. В годы после 2-й мировой войны этому способствует некоторое повышение номинальной зарплаты под давлением забастовочного движения, изменения в структуре потребления — увеличение доли предметов длительного пользования, расходов на жилищное строительство, обучение детей. Необеспеченность будущего, неуверенность в перспективах экономического положения также заставляют трудящихся делать сбережения за счёт сокращения текущего потребления. Эти средства используются монополиями как капитал с помощью кредитных учреждений и служат одной из замаскированных форм эксплуатации трудящихся. Небольшие доходы, выплачиваемые трудящимся в виде процентов и дивидендов, выступают средством привлечения их сбережений.
Источником С. к. служат денежные накопления капиталистического государства, размеры которых определяются масштабами государственной собственности и величиной национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет.
Аккумуляция временно свободных денежных капиталов и части доходов населения и превращение их в С. к. происходят на рынке ссудных капиталов.
Бездействие денежных средств противоречит природе капитализма, и собственники средств ищут сфер их прибыльного приложения. В ходе же капиталистического воспроизводства постоянно возникает потребность в заёмных средствах. Это обусловлено различиями в величине и сроках возврата денежных средств, авансированных в производстве, необходимостью одновременной инвестиции крупных денежных средств для функционирования основного капитала, а также для расширения производства.
Особенности С. к. Ссудный капитал — особый вид капитала, отличающийся от промышленного капитала и торгового капитала. С его образованием произошло раздвоение капитала на капитал-собственность, который передаётся во временное пользование с целью получения процентов, и капитал-функцию, который вкладывается в предприятия с целью извлечения прибыли.
С. к. — своеобразный товар, потребительная стоимость которого состоит в способности приносить доход в форме процента. В отличие от цены обычных товаров, представляющей денежное выражение стоимости, цена С. к. как товара — процент — является оплатой этой его способности.
С. к. как товар имеет специфическую форму отчуждения. В отличие от купли-продажи, где стоимость одновременно перемещается от продавца к покупателю (товар — деньги) и от покупателя к продавцу (деньги — товар), при сделке ссуды стоимость передаётся односторонне: сначала при предоставлении ссуды — от кредитора к заёмщику, затем при её погашении — от заёмщика к кредитору с уплатой процента.
Движение С. к. отличается от движения функционирующего капитала. С. к. постоянно находится в денежной форме, т.к. связан с предоставлением денежного капитала в ссуду и её возвратом с процентами (Д — Д'). Он представляет наиболее фетишистскую форму капитала. Создаётся видимость, будто деньги по своей природе могут приносить прибыль. В действительности источником прибыли и процента как её части является прибавочная стоимость.
С. к. — наиболее паразитическая форма капитала. Его собственник практически не выполняет никаких функций по руководству и управлению предприятием, но участвует в эксплуатации наёмного труда совместно с функционирующими капиталистами. Закономерности движения С. к. обусловлены циклическими колебаниями капиталистическое производства. Вместе с тем между динамикой С. к. и торгово-промышленного капитала имеются различия. В период оживления и промышленного подъёма, с расширением производства и товарооборота спрос на С. к. и норма процента возрастают, объём С. к. уменьшается. Во время кризиса избыток действительного (товарного и производительного) капитала сочетается с дефицитом С. к., резко возрастает норма процента. Этому способствуют массовое изъятие вкладов из банков и повышенный спрос на ссуду денег для уплаты долговых обязательств во избежание банкротства. В период депрессии
С. к., имея денежную форму, отличается не только от функционирующего капитала, но и от денег. С. к. — это одна из форм самовозрастающей стоимости; деньги же, выступая всеобщим эквивалентом, сами не дают прироста стоимости. Масса С. к. значительно превышает количество денег в обращении, так как одна и та же денежная единица может многократно выступать как С. к. Например, в США внутренняя задолженность, отражающая массу С. к., в 1974 достигла 2,5 трлн. долл. (в т. ч. 1 трлн. долл. — задолженность корпораций, 600 млрд. долл. — ипотечная задолженность, более 500 млрд. — государственный долг, свыше 200 млрд. — потребительский кредит), а денежная масса в обращении (банкноты и бессрочные депозиты) — 264 млрд. долл. (см. Кредит ипотечный, Кредит потребительский).
С развитием капитализма рост массы С. к. обгоняет накопление действительного капитала. На определённых фазах цикла, а также в связи с использованием на непроизводительные цели возникает временный и относительный избыток С. к. К. Маркс связывал проблему избытка С. к. с циклическим развитием капиталистического производства, но подчёркивал одновременно и роль внециклических факторов (увеличение источников С. к., особенно доходов личного сектора и государства, развитие кредитной системы).
Особенности движения С. к. в эпоху общего кризиса капитализма. Главная особенность — концентрация всё возрастающих масс С. к. в руках крупнейших банков и др. кредитно-финансовых институтов и использование подавляющей его части монополиями. Движение С. к. происходит преимущественно в форме кредита банковского за счёт сокращения кредита коммерческого. С. к. служит мощным средством сращивания банковского капитала с промышленным, образования и укрепления финансового капитала. Растущая интернационализация производственных связей, развитие капиталистической интеграции ведут к ещё большей монополизации С. к. С углублением международного разделения труда С. к. выходит за рамки национальных государств, формируется международный рынок С. к., рынок евродолларов и еврозаймов. С развитием валютного кризиса усиливается перемещение "блуждающих" С. к. из одних стран в другие в поисках менее рискованных и наиболее прибыльных сфер приложения, что обостряет неустойчивость экономики капитализма. Для периода общего кризиса капитализма характерен рост непроизводительного использования С. к., что обусловлено перерастанием монополистического капитала в государственно-монополистический и вызывается в первую очередь милитаризацией экономики. С. к. в значительной мере используется для операций с ценными бумагами, частными и особенно государственными, для спекулятивных сделок с движимыми недвижимым имуществом, земельными участками. В условиях современного капитализма наблюдается относительный избыток краткосрочных С. к. В то же время растет спрос на средне- и долгосрочные капиталы в условиях научно-технической революции, усиления конкуренции, развития международного экономического сотрудничества. Например, в 70-х гг. во Франции 3
/4
привлечённых кредитными учреждениями ресурсов составляли краткосрочные капиталы, в то время как 3
/4
предоставленных этими учреждениями средств — долгосрочные кредиты. Государственно-монополистическое регулирование финансово-кредитного механизма позволяет использовать краткосрочные вложения как источники долгосрочных кредитов (путём предоставления гарантий, налоговых льгот и т.п.). Это усиливает инфляцию, ослабляет ликвидность денежно-кредитной системы и обостряет противоречия капитализма. На рынке С. к. возрастает роль государства как кредитора, должника и гаранта. На основе перераспределения через государственный бюджет значительной части национального дохода создаётся государственно-монополистический фонд С. к. Монополии перекладывают на государство малорентабельные и представляющие риск ссудные операции. Они используют государственный ссудный фонд для воздействия на конъюнктуру и структурные сдвиги в экономике. Этому служит, в частности, кредитное стимулирование капиталовложений, жилищного строительства, продажи товаров длительного пользования в рассрочку, развития инфраструктуры, поощрение экспорта определённых видов товаров и т.д. Государственно-монополистический фонд С. к. всё в большей степени становится составным элементом капиталистического программирования экономики. На базе сращивания монополий с государством формируется сложный механизм централизованного государственно-монополистического контроля за движением С. к. от источников к сферам приложения. Путём дифференциации процентных ставок и др. условий кредита государство стимулирует преимущественное кредитование предприятий, деятельность которых наиболее соответствует общенациональным программам экономического развития, способствует перераспределению С. к. в пользу монополий за счёт мелких и средних предпринимателей. Однако государственно-монополистическое регулирование движения С. к. наталкивается на границы частной собственности на средства производства. Оно не в состоянии преодолеть цикличность развития капитализма, разрешить его коренные противоречия.
Лит.:
Маркс К., Капитал, т. 3, ч. 1 и 2, отд. 5, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч.1 и 2; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, гл. 2, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Трахтенберг И. А., Денежное обращение и кредит при капитализме, М., 1962; его же, Денежные кризисы, 2 изд., М., 1963: Аникин А. В., Кредитная система современного капитализма, М., 1964; Усоскин В. М., Монополистический банковский капитал США: действительность и мифы, М., 1964; Шенаев В. Н., Банки и кредит в системе финансового капитала ФРГ, М., 1967; Красавина Л. Н., Новые явления в денежно-кредитной системе капитализма, М., 1971.
Л. Н. Красавина.