С.В. Москвич
Проверка огнезащитной обработки древесины, металлических конструкций, воздуховодов, кабеля выполняется: по заявкам генподрядчиков, по заявкам самих организаций, проводивших эту обработку, по письменному обращению органов государственного противопожарного надзора, по постановлениям прокуратуры, судов. Были случаи, когда специалисты центра выезжали по просьбе физических лиц на их личные стройплощадки.
Что касается деревянных конструкций, то в любом случае специалисты центра выезжают на объекты. Их проверка не очень сложная, но требует небольшого специального оборудования, которое выпускают ВНИИПО и «Прибор». На конструкциях делаются специальные срезы, которые маркируются особым образом, чтобы впоследствии не перепутать, составляются акты и затем доставляются в судебно-экспертный центр для исследований. Одним словом, с древесиной проблем нет.
С металлом и воздуховодами – все гораздо сложнее. Не хватает специального оборудования. Почему-то организаций, занимающихся огнезащитной обработкой в г. Москве, как минимум, больше 200, а приборной базой – всего ничего. В нашем центре такая организация есть. Необходимо сказать, что приборы не дешевые. В основном это магнитные толщиномеры разной величины. Для металла в свое время был разработан только один состав – «ЛКМ-2». В последнее десятилетие, правда, появилось много новых составов, в том числе и тонкослойные вспучивающиеся краски, толщина которых колеблется от 1 до 2 мм (их можно померить магнитными толщиномерами). Для больших толщин сейчас появилась целая гамма огнезащитных составов на основе вермикулита.
Для воздуховодов эти жидкостекольные покрытия не эффективны. За последние 10 лет их применения пр
Для кабелей сейчас тоже разработана целая гамма составов, которые и в кабельных коллекторах применяются, и в кабельных проходках. Проверить эти составы, кроме как отколупыванием или микрометром, ничем нельзя. Потому что кабели все слишком разные: есть с металлической оболочкой, есть поливинилхлорид.
С появление многочисленных новых составов работа экспертов весьма осложнилась. Если в 80-е гг. прошлого века по металлу был 1 состав, по дереву – 2, то сейчас по дереву – около 500 составов, по металлу – за 200, по воздуховодам – около 50. Причем эти составы «регионированы». В московском регионе и прилегающих областях наиболее распространена одна группа составов, ближе к Нижнему Новгороду, к Уралу – другая. Но проблема не в том, что составов много, а в их качестве. К тому же нет полной информации по свойствам составов. Многие производители специально их засекречивают, ссылаясь на то, что это коммерческая тайна. Но нашим специалистам нужно подписать свое заключение, принимая объект, которое налагает на них определенную ответственность. Ведь если объект сгорает, кто-то должен за это отвечать.
Практика показывает, что сейчас, в отличие от прежних времен, строительные и огнезащитные организации работают в основном качественно. Это и понятно. Ведь в случае, если хоть одно заключение будет отрицательным, значит, фирма лишится лицензии и не сможет выполнять работы.
С металлом – сложнее, потому что не хватает приборов. Но, как правило, достаточно крупные и опытные организации работы выполняют в основном хорошо.