Котик М. А.
Одним из центральных понятий рассматриваемой области является несчастный случай. И. Балинт и М. Мурани считают, что необходимым и достаточным условием несчастного случая являются непреднамеренность и неожиданность его возникновения [12, 34]. Условие непреднамеренности в определении несчастного случая оказывается вполне очевидным. Если человек в труде специально наносит себе телесное повреждение, то такой акт уже не может расцениваться как несчастный случай, а относится к уголовным преступлениям. Однако в литературе можно встретить определение «намеренного» несчастного случая. Так, например, К. Меннингер (1938) [по 283], исходя из платформы психоанализа 3. Фрейда, утверждал, что несчастный случай можно рассматривать как акт реализации подсознательных намерений жертвы, как стремление из самоповреждения извлечь для себя какую-то пользу (достичь этим мрачным путем определенной цели). Работник, сам того не подозревая, хочет бросить упрек тем, кто довел его до такого состояния. В этом случае он через травму как бы подсознательно надеется получить ту долю внимания, сочувствия, что недостает ему в данный момент. Однако ни теоретических, ни экспериментальных доказательств этой теории автор не приводит.
Теперь остановимся на втором условии — неожиданности. Это условие в определении несчастного случая присутствует и у других авторов [276], но его едва ли можно признать необходимым. Правда, И. Балинт и М. Мурани оговаривают, что имеют в виду субъективную неожиданность (ведь каждый несчастный случай обусловлен целым рядом факторов, между которыми существуют объективные причинно-следственные связи). Однако и с учетом такой оговорки элемент неожиданности нельзя считать необходимым условием для всех несчастных случаев, поскольку перед несчастным случаем часто возникает так называемая опасная ситуация, в которой у человека имеется возможность осознать сложившееся положение вещей и понять близость этой ситуации к несчастному случаю. В такой ситуации человеку приходится изыскивать пути избежания несчастного случая, а если это не удается, то хотя бы искать способы снижения степени его тяжести. В то же время опасная ситуация, из-за недостаточной ее выраженности или неумения ее распознать, не всегда вовремя обнаруживается, и тогда действительно несчастный случай возникает для человека неожиданно. Однако здесь фактор неожиданности следует рассматривать не как норму, а, скорее, как некоторую «патологию», с которой нужно бороться, и ни в какой мере не узаконивать его в самом определении несчастного случая. Исходя из сказанного, в данной работе мы будем придерживаться следующего определения несчастного случая. Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение человека (препятствующее нормальному продолжению его деятельности), происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения.
Событие несчастного случая можно рассматривать и с иной точки зрения. Опасные производственные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области действия. Такие области — их называют опасными зонами — характеризуются, с одной стороны, видом опасности и ее интенсивностью, с другой — временем ее действия [11, 2]. Так, например', опасной зоной является территория под стрелой подъемного крана и поднятым грузом или ближайшее пространство около движущихся элементов стационарно расположенных механизмов, машин. Причем в первом примере опасная зона перемещается, а во втором она стабильна. Опасная зона может возникать и по случайным законам. Так, например, при отказе рулевого управления автомашины опасной зоной случайно оказывается тротуар или даже квартира на первом этаже дома, куда может врезаться неуправляемая автомашина.
Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Однако если в этой зоне будет соблюдена предусмотренная организация и человек, а также техника будут действовать исправно, то несчастный случай, как правило, не должен возникнуть. Следовательно, вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения (личного, технического или организационного порядка), появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне.
Однако эти два необходимых условия все же не являются достаточными для несчастного случая; кроме них, требуется обычно еще определенное стечение целого ряда других обстоятельств [240]. Так, например, если шофер нарушил правила обгона, вышел на линию встречного движения и оказался против движущегося на него транспорта, то это еще не означает, что неп
Заметим, что существуют точки зрения, по которым несчастный случай расценивается как «нежелательное событие, ведущее к материальному ущербу и (или) повреждению» [316, 8; 276]. При такой трактовке любая авария, даже не повлекшая за собой повреждения людей, может квалифицироваться как несчастный случай. Однако условимся, что в дальнейшем изложении мы будем использовать понятие «несчастный случай» только применительно к повреждениям людей, независимо от связанного с ним материального ущерба.
Исходя из всего вышесказанного, несчастный случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне. Кроме общепринятых трактовок понятия «несчастный случай», в данной работе следует специально остановиться на его психологическом воздействии и на том смысле, какой это событие приобретает в индивидуальном сознании пострадавшего.
Несчастный случай, как уже было сказано, возникает против желаний человека. Человек хотел выполнить работу и достичь намеченной цели, не повредив себя. Но этого, по не зависящему от него стечению обстоятельств, сделать не удалось. Таким образом, не сам человек, а случайное стечение обстоятельств послужило фактической причиной несчастного случая (ведь само название происшествия «несчастный случай» уже свидетельствует о его случайной природе). Разумеется, человек должен был как-то предусмотреть развитие трудового процесса, должен был что-то знать, помнить, учитывать и действовать по-иному — тогда несчастного случая не было бы. Однако он так не действовал опять-таки не преднамеренно: какие-то другие обстоятельства помешали ему действовать правильно. Все это дополнительно свидетельствует о том, что несчастный случай, происшедший по вине человека, следует расценивать как в известной мере случайное событие.
Указывая на фактор случайности этого события, следует специально подчеркнуть, что данное обстоятельство обычно не может служить для человека оправданием в подобном происшествии. Его заранее обучали профессии, правилам безопасности работы, и он должен был бы уметь прогнозировать развитие событий в процессе труда, учитывать возможности появления различных случайных факторов и их стечений. И если это было возможно, а рабочий своевременно должным образом не отреагировал, то он отвечает за возникновение происшествия. Поэтому-то несчастный случай оказывается весьма сложным и эмоционально насыщенным психологическим проявлением, где переплетаются факторы случайности и необходимости, обязанности и ограниченности возможностей, ответственности и страданий, которыми приходится расплачиваться за допущенную оплошность. А тот факт, что несчастный случай происходит неожиданно и внезапно, делает это событие, согласно информационной теории эмоций [176], еще более волнующим.
Наряду с физическим повреждением, несчастный случай обычно несет с собой и большой моральный ущерб для пострадавшего. Однако даже тогда, когда последствия несчастного случая бывают не столь тяжелыми и легкоустранимыми, с ним связан сложный комплекс переживаний неудачи, досады, обиды, вины и т. п.
Как показали исследования П. Хофстеттера [по 249], понятие «несчастный случай» семантически наиболее тесно связано с содержанием, которое несут слова: «вина», «забота», «страдание», «трусость», «глупость», «легкомыслие». Иначе говоря, психологически несчастный случай воспринимается человеком как некая оплошность, вызывающая у него, кроме физических страданий, переживание совершенной ошибки. Как отмечает известный австрийский специалист в области безопасности труда Е. Миттенекер, «несчастный случай ни в коей мере не может рассматриваться как случайное событие, в нем скорее звучит переживание очень сильной собственной ответственности, вины, личных, в том числе и моральных, недостатков» [по 249, 21].
Несчастный случай нередко влечет за собой и немалый социальный ущерб: он производит тяжелое впечатление на других рабочих, а это, в свою очередь, ухудшает психологический климат в коллективе и понижает производительность труда.