Р.Манекин
Итак теперь Вы имеете некоторое представление о структуре программного обеспечения стандартной ЭВМ, приобрели некоторый навык работы с операционной системой MSDOS, с программой-оболочкой NortonCommander, Вы также знаете, какиевозможности открываются перед пользователем ЭВМ, располагающим текстовыми редакторами Lexicon и Chiwriter.
Иначе говоря, Вы теперь понимаете, как устроена и каким образом работают с памятью ЭВМ, как вызвать из этой памяти ту или иную нужную Вам программу. Все это создает необходимые предпосылки для усвоения следующих разделов настоящего пособия.
Далее речь будет идти о специальных методах компьютерного анализа историко-философских данных. И, вчастности, оконтент-анализе.
Реализация всех вписанных ниже методов опирается на специальное программноеобеспечение. Существует множества специализированных пакетов прикладных программ. Принцип работы некоторых из них описан ниже. Если в Вашем распоряжении есть этипрограммы - обязательно поработайте с ними! Еслинет - неогорчайтесь! Главная Ваша задача - вникнуть в суть описываемых далее методов с тем, чтобы научиться применять их на практике. Точнее, чтобы научиться выбирать тот метод, который в наибольшей степени соответствует поставленной Вами исследовательской задаче, специфике изучаемого Вами материала. Что же касается компьютерной реализации Ваших исследовательских проектов - можете не волноваться: рынок компьютерных технологий достаточно насыщен для того, чтобыВы, при содействии профессионального программиста сумели найти необходимый Вам пакет прикладных программ, загрузить его в память Вашего компьютера и, опираясь на приобретенные Вами знания о принципах работы операционных систем, программ-оболочек, применитьэтот пакет в Вашей исследовательскойпрактике. Успеха Вам в этом!
§ 1. Контент-анализ: общаяхарактеристика.
Давайте разберемся, что такое контент-анализ. Это знание Вам, безусловно, пригодится. Контент-анализ, как это можно заключить из названия (от англ.: contens - содержимое, содержание) - это содержательный анализ текстов. Он основан на принципе подсчета грамматических и формализованных категорий.
Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.
Данный метод обязан своим происхождением социологии. Однако сегодня он активно используется в самых разных областях гуманитарного знания: в политологии, нарратологии, истории философии, культурологии, проч.
Появление термина content-analisysотносится к концу XIX - началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (см. раб. Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, А. Тенни, др.).
«Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера.
ЗаслугаГ. Лассуэла состояла в том, что именно он начале 50-х гг. XX столетия первым предложил использовать для анализа массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых единиц - символов («слов»). С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований - контент-анализа.
В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, основанную на анализе статистических данных. Вскоре некоторые приемы описания текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили самое широкое распространение. Суть методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм организации текстового материала: его расположения, оглавления, оформления, проч. Кроме этого Ж. Кайзер предложил целый комплекс универсальных эмпирических процедур, позволяющих достаточно полно, скрупулезно анализировать как отдельные исторические источники, так и их др. совокупности[1]
. Результаты своих исследований Ж. Кайзер изложил в знаменитой теперь монографии «Lequontidenfrancais». Paris. A. Colin, 1963. С этих пор контент-анализ приобрел тот «академический статус», которым пользуется и поныне - статус конкретной, логически завершенной, эффективной исследовательской процедуры.
Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах последовательницы Ж.Кайзера Э.Морен. Так, именно Э.Морен ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, включающие в себя ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соответствия), «эмоциональный тон» повествования» (этот тон определялся по специальной порядковом шкале с делениями «положительная», «отрицательная», «нейтральная» информация) Исследования Э.Морен положили начало более «гибкому» подходу к процедуре статистической обработки текстов. В результате вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных методик контент-анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских, др. произведений. Процесс интеграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, разработанных в социологии.
Сегодня необходимо уже доказывать: контент-аналитическими можно называть только те методики исследования текстовых массивов, которые основываются на строгой последовательности процедурных шагов: от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования исследовательской задачи до интерпретации результатов и их статистической обработки.
В контексте традиционных историко-философских исследований контент-анализ чаще всего применяется как метод источниковедческий. И это закономерно. Источниковед в силу своей специальности не столько поглощает информацию источников, сколько экспериментирует с нею. Целью подготовленного источниковеда является глубокая, всесторонняя обработка исторических документов, полное извлечение из них полезной (в т.ч. и неявной, скрытой) информации, представление той информации в максимально конкретной, адекватной форме, и только в последнюю очередь - ее оценка.
Иную задачу решает историк философии. Для него существенно важно верно оценить, интерпретировать смысловое значение содержания философских текстов. Только в этом случае он сможет доказательно рассуждать о месте конкретной философской системы в контексте историко-философского процесса, сформировать собственную версию того или иного историко-философского события.
Давайте запомним: историк философии призван толковать содержание исторических источников, а источниковед – как бы создавать «новые» источники, со всей очевидностью, однозначностью и несомненностью выявляя их собственный, оригинальный смысл.
И в этой работеисточниковеду помогает контент-анализ. Вот что писал по этому поводу известный отечественный источниковед Б. Г.Литвак: «Статистический метод должен стать одним из методов источниковедческого синтеза, и так же как в самой статистике он способствует созданию «статистического факта», в источниковедении он будет способствовать созданию «источниковедческого факта», т. е. акой «сгущенной» информации, которая еще не интерпретирована, не ключена в причинную цепь определенного исторического события или вления, еще «сырье», из которого историк и извлекает исторический факт обобщенного характера»[2]
.
С этим утверждением трудно не согласиться!
Сегодня методика, процедуры и техника контент-анализадостаточно полно описаны в специальной научной литературе[3]
.
Давайте рассмотрим некоторые существенные элементыпроцедурыконтент-анализа.
Первое, с чем сталкивается историк философии при проведении контент-анализа - это разработка конкретной исследовательской программы, под которой обычно понимают изложение основных задач, методических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил и логической последовательности операций по проверке гипотез. Общие рекомендации по составлению таких программ сводятся к необходимости
Соизмерять желаемое (цели) и возможное (средства) и намеченное (объект) и находить оптимальную для данного случая комбинацию их.
Как раз последнее и представляет главную трудность для историка философии. Преодолев ее он получает ключ к методу контент-анализа. Не случайно социолог М.Й.Дауристин подчеркивал: «Ни один другой метод, используемый в социальных исследованиях, не связан так непосредственно в своих процедурах с концептуальной установкой, прямо вытекающей из теоретических посылок и задач исследования, как это мы видим при контент-анализе».[4]
Важнейшими элементами исследовательской программы контент-анализа являются: интерпретация понятийного аппарата, предварительный системный анализ объекта исследования и рабочие гипотезы, а центральным ее пунктом - принципиальный (стратегический) план, составленный на основе логической схемы исследования (см. рис.V).
|
II этап: контент-анализ
|
Рис.. Логическая схема исследования с применением контент-анализа.
Следует подчеркнуть, исследовательские задачи историков фи
Итак, второе, с чем сталкивается историк философии - это выбор категорий анализа.
«Главные теоретические посылки исследования - указывал Л.И. Бородкин - его методологические принципы проявляются в основном здесь при выборе индикаторов и распределении их по категориям, при этом выделяемые смысловые единицы текста декларируются явным образом, что делает все этапы работы воспроизводимыми»[5]
. Как правило, за смысловую единицу контент-анализа принимается определенная идея, значимая философская тема, которая может быть выражена одним словом, устойчивым сочетанием слов, может преподноситься и описательно.
Выделение единиц анализа часто подразумевает разделение текста на определенные фрагменты (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена. Необходимой категорией контент-анализа является частота повторения единиц анализа и их индикаторов в тексте, которая выступает в качестве показателя проявления определенных закономерностей и тенденций историко-философского процесса.
Общим основанием для выбора категорий контент-анализа являются как внетекстовая реальность в целом, смоделированная на основе философского (материалистического, идеалистического, экзистенциального, проч.) понимания действительности, так и отдельный ее фрагмент, моделируемый в рамках какой-либо частной теории (например, теории Личности, теории группового взаимодействия, теории речевого восприятия и т.д.).
Рекомендации по выбору категорий контент-аналиаа ограничиваются следующим указанием: «…выбор категорий зависит от целей (задач) исследования»[6]
. Если целью Вашего исследования является изучение авторского стиля конкретного произведения, то избранные Вами категории должны будут характеризовать особенности этого стиля. Если Вы ставите задачу - выявить тенденции становления определенного философского направления - категории должны отражать его базисные положения.
Практика свидетельствует, что конечные цели не всегда могут быть определены на первых этапах историко-философского исследования..
В этих случаях целесообразно прибегнуть к двухэтапной методике контент-анализа Р.Л.Лебедева и Р. В. Рывкиной. Эта методика ориентирована на выявление скрытой информации источников при отсутствии четко сформулированной исходной задачи и гипотез. Существо ее составляет выделение двух родов категорий в контент-анализе, выполняющих две разные функции:
1) категории для структурирования, выполняющей функцию средства извлечения неявной структуры информации и
2) категории для интерпретации, выполняющей функцию средства интерпретации информации. Выбор категории для интерпретации осуществляется на основе интуитивного осмысления структурированной информации.
Подробнее о методике Р.Л.Лебедева и Р. В. Рывкиной см.: Лебедев Р.Л., Рывкина Р.В. О двух функциях категорий в контент-анализе// Методологические и методические проблемы контент-анализа. (Тезисы докладов рабочего совещания социологов). М.-Л. 1973. Вып. 1. - С. 71.
Третий момент, который необходимо отметить в контент-анализе, - это процедура учета связей категорий анализа. Существует множество видов, типов таких связей. Важнейшими из них являются связи, отображающие внутреннюю структуру информации источников, а также те связи, которые характеризуют т.ск. «реакцию» Ваших источников на поставленные извне вопросы.
Выявление и учет связей категорий контент-анализа производится как посредством специальных статистических процедур (см. об этом в разделе «Статанализ»), так и путем фиксации очевидного взаимного смыслового соответствия Ваших категорий.При этом исследователь вправе опереться как на развитой математический аппарат гуманитарных исследований, так и на различные виды логик (на логику силлогизмов, модальную логику, проч.).
Существенно важно выявить иерархию связей категорий, установить, какие связи с большей степени соответствуют задаче Вашего исследования, какие в меньшей. Необходимо также устранить влияние малозначимых (в контексте Вашего исследования) связей категорий контент-анализа на его результаты.
Четвертое, что нужно знать историку философии, - это особая роль интерпретации числового материала в процедуре контент-анализа. Целью такой интерпретации обычно выступает обобщение, структурализация, группировка полученных в ходе исследования данных. На основе интерпретации числового материала строятся различные модели содержания текстов, которые затем подвергаются оцениванию, толкованию.
Интерпретация числового материала, как правило, производится посредством известных статистических процедур. Целью такой интерпретации является - выявление наиболее существенных категорий (например, наиболее часто повторяющихся категорий) контент-анализа, отражающих специфику поставленной Вами проблемы.
На этом этапе работы чрезвычайно важно не только обеспечить группировку категорий контент-анализа, но и выявить (актуализировать) принципы этой группировки.
Качественный анализ числового материала напрямую зависит от режима восприятия исследователем информации источника. Различают следующие режимы восприятия информации: режим «настройки», режим восприятия «основной информации» и режим восприятия «возвратной информации». Специфика каждого из этих режимов отображена в его названии. Обычно в процессе контент-анализазадействованы все режимы восприятия информации. Это обстоятельство необходимо учитывать при составлении плана Вашего исследования.
Отдельно необходимо выделить процедуру отбора источниковогоматериала. Источник, подвергаемый контент-анализу, обязательно должен отвечать условию наличия устойчивой информации, соответствующей задаче Вашего исследования.
Для этого на подготовительном этапе контент-анализа выясняется (и обосновывается), насколько типичен тот или иной исследуемый Вами источник для творчества определенного автора, для конкретной историко-философской эпохи, направления философской мысли, проч. (Тут все зависит от поставленной Вами задачи). Затем, как правило, производится эксперимент, имеющий целью уточнение эмпирической интерпретации понятий контент-анализа, расчет размера репрезентативной случайной выборки текстового массива[7]
(если она производится), расчет допустимой ошибки выборки; выбор технического инструментария контент-анализа.
Результаты анализа экспериментальных данных служат основанием для формирования текстовых массивов, подвергаемых в дальнейшем контент-анализу.
Таковы базисные принципы, сфера приложения и основные моменты процедуры контент-анализа!
Что можно сделать посредством контент-анализа? Какие результаты достигаются этим методом?
Это отнюдь не праздные вопросы. Не зная ответы на них, невозможно приобрести навык использования этого метода. Между тем научиться пользоваться различными методиками контент-анализа - конечная цель нашего обсуждения.
Наибольшую пользу контент-анализ приносит при обработке больших текстовых массивов. В этом случае он предоставляет возможность: во-первых, выявлять тенденции изменения взглядов, философских позиций путем сопоставления текстов одного автора (или ряда авторов - представителей одного философского направления), относящихся к разным периодам времени; во-вторых, выявлять различия, характеризующие содержание текстов, принадлежащих разным авторам (или авторам - последователям различных философских школ) путем сопоставления этих текстов.
Сравнительно новой сферой приложения контент-анализа является обработка отдельных историко-философских источников.
[1]
Подробнее о творчестве Ж. Кайзера Вы можете узнать из книги: Алексеев А.Н. Метод Жака Кайзера (Из опыта исследований французской ежедневной прессы) // Проблемы современной зарубежной печати. Сб.ст. Л. 1969. - С.56-77.
[2]
См.: Литвак Б.Г. Принципы формализации содержания массовой документации и регистры (по материалам XIX в.) // Археографический ежегодник за 1977. - М.1978.
[3]
См. напр.: Алексеев А.Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства//Социология культуры. - М.1974. Вып.1. - С.131-162; Рабочая книга социолога.- М. 1976; Бородкин Л.И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников // Математика в изучении средневековых повествовательных источников.М.1986; Килунов А.Ф. Применение конкретно-социологических исследований в исторический науке// Вопросы истории, 1972 г., № 1; Коробейников В.С. Анализ содержания массовой коммуникации // Вопросы философии.1989, № 4; Маджаров А.С. К вопросу о применении контент-анализа к источникам личного происхождения // Проблемы источниковедения и историографии истории Восточной Сибири. Иркутск. 1982, др.; Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л., 1973. Вып.1, др.; Соловнин В.М. Об объективности исследования в контент-анализе // Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.-Л.1973. Вып.1.
[4]
См. Лауристин М. Применение контент-анализа для изучения направленности содержания газеты // Труды по социологии. Тарту. - 1972. Вып.2. - С.117.
[5]
Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.1986.С.140-141.
[6]
Проблемы контента-анализа в социологии: Материалы Сиб. социолог.семинара. Новосибирск. 1970. С. 131.
[7]
Для этого используются специальные статистические процедуры, описанные, напр. в :Количественные методы в исторических исследованиях. Учеб. Пос. для студентов вузов, обуч-ся по специальности «История» / Гарскова И.М., Изместьева Т.Ф., Милов Л.В. и др. Под ред. И.Д. Ковальченко. - М., 1984, С. 101 – 137, др.