Григорий Милов
Остается все меньше людей, о которых невозможно было бы найти информацию в Интернете. Неважно, негативная она или позитивная, ее основные характеристики — доступность и долгий, почти вечный срок хранения. Поэтому, считают эксперты, современным профессионалам надо учиться ею управлять.
“Важно помнить, что следы в Сети — это навсегда, поэтому все, что вы скажете или сделаете, а об этом потом напишут другие, будет использовано против вас — или в вашу пользу, уж как сложится ситуация”, — говорит Игорь Манн, издатель, в недавнем прошлом директор по маркетингу Alcatel СНГ. В качестве одного из преимуществ высокой активности в Интернете он называет “заметность для работодателей и рекрутеров”.
Впрочем, не все рекрутеры разделяют его точку зрения. “Не более 5% информации о потенциальных сотрудниках — менеджерах среднего и высшего звена мы получаем из Интернета”, — утверждает Елена Винокурова, директор по персоналу розничного оператора “Billa Россия”. “В процессе поиска квалифицированных кандидатов мы пользуемся всеми возможными источниками информации, в том числе и Интернетом, который конечно же не способен дать полной картины”, — говорит Игорь Щелкунов, руководитель департамента персонала “Еврохима” (производство минеральных удобрений).
Осторожность специалистов вызвана тем, что “информацию, почерпнутую из Интернета, нельзя считать достоверной”, говорит Щелкунов. В практике Винокуровой не было ни одного случая, когда какая-то информация о кандидате, полученная из Интернета, приводила к прекращению переговоров с кандидатом. Любая информация, полученная рекрутерами агентства “Контакт”, все равно проверяется службой безопасности, утверждает Карина Коэн, руководитель департамента рекрутмента для рынка финансовых услуг компании.
Работодатели и рекрутеры ищут в Интернете подтверждения профессиональных навыков кандидата. “Чем выше уровень соискателя, чем большим опытом обладает кандидат, тем больше шансов, что этот опыт найдет адекватное отражение в общедоступных источниках информации”, — считает Щелкунов. Информацию личного плана, например увлечения кандидата, в “Еврохиме” совсем не исследуют. Российский бизнес вообще мало интересует личная жизнь сотрудников, соглашается с ним Коэн.
“Никаких стандартов сбора или представления информации, почерпнутой о кандидате из Интернета, в "Еврохиме" нет, все зависит от задач, от позиции, от кандидата. Но если на одну позицию рассматриваются несколько человек, то информация о них приводится к общему виду, т. е. если в Сети есть данные по одному из возможных сотрудников, то мы их там же ищем и по остальным кандидатам”, — отметил Щелкунов.
Правила строительства
“Репутация складывается из многих "кирпичиков", и присутствие информации о профессионале в Интернете, ее количество, ее качество и динамика — лишь ее часть, но сказать о вас она может многое”, — считает Манн. “Есть несколько проверенных временем способов укрепить свою репутацию с помощью Интернета”, — отмечает Наталия Моисеенкова, заместитель генерального директора информационного сайта E-xecutive. Например, написать хорошую статью для специализированного сайта, участвовать в дискуссиях и форумах, откликаться на просьбы о помощи, давать профессиональные советы или рекомендации. И наконец, можно решить кейс. Моисеенкова вспоминает, как некоторые компании, например IBS и Gameland, специально составляли совместно с E-xecutive кейсы с целью привлечь к их обсуждению потенциальных кандидатов. “Очень многое о профессиональных качествах соискателя может сказать его участие в профессиональны
Участвуя в дискуссиях, важно помнить о важности правильного личного позиционирования — т. е. том образе, который возникает в мозаике имеющейся в Сети информации о человеке как о профессионале. “Нельзя выступать в качестве специалиста по широкому кругу вопросов”, — отмечает президент Академии ораторского мастерства Радислав Гандапас. Например, поиск по его имени в Интернете укажет только на то, что он специалист по публичным выступлениям и только.
“Чтобы заработать репутацию в Интернете, там надо, во-первых, присутствовать. Во-вторых, делать что-то полезное людям, — утверждает Гандапас. — Не надо бояться негативных оценок. Любое упоминание в Интернете — это плюс”. Более того, негативные высказывания вызывают больший резонанс, а позитивный отклик вызывает сомнения в искренности, замечает он. “При этом очень важно, чтобы в высказываниях была острота и актуальность, — отмечает Гандапас. — Я пишу на темы, в которых хотел бы разобраться, и получаю разные отклики, которые заставляют меня думать”.
Ошибка претендента
Эксперты сходятся, что самый простой способ навредить виртуальной составляющей репутации — чрезмерная агрессивность и стремление участвовать как можно в большем числе дискуссий. Моисеенкова из E-xecutive полагает, что самые активные участники дискуссий, проводящие по нескольку часов в день в форумах, скорее всего, располагают излишками свободного времени, что не говорит в их пользу. “Чрезмерное участие в тусовке положительно на репутации уж точно не сказывается”, — считает Моисеенкова. Пустые разговоры, непродуманные публикации и излишняя агрессивность в собственном продвижении могут только навредить. “Рекрутерам хорошо известны примеры, когда прекрасно отпиаренные в Интернете кандидаты не оправдывали ожиданий”, — говорит Винокурова. Но многое зависит от профессии кандидата. Активная жизненная позиция, естественно, не помешает специалисту по PR, но, например, частые упоминания о финансисте в Интернете вызывают сомнения в его профессионализме, отмечает Винокурова.
Впрочем, уже сейчас многие профессионалы озабочены тем, какой след тянется за ними в Сети, утверждает Моисеенкова. Примерно раз в неделю, по ее словам, в редакцию E-xecutive обращаются люди с просьбой что-то поправить, потому что они боятся, что их высказывания негативно скажутся на репутации. “Пожалуй, самый яркий пример, — рассказывает она, — реакция на статью “Один день из жизни финансового директора”. В ней финдиректор крупного компьютерного холдинга рассказывал о том, как он обычно проводит свои будни. В статье упоминались занятия теннисом, подготовка к MBA, дорогие рестораны и спортивные машины, но практически ничего не было сказано о работе. Материал вызвал более 400 откликов, большинство из которых негативные. Первый день автор как-то пытался отбиваться, но на второй попросил редакцию убрать материал, чтобы он не мог в дальнейшем навредить его репутации.
“Но, пожалуй, больше всего вредит людям то, что будущий работодатель может узнать о них что-то лишнее”, — отмечает Татьяна Сосновская, партнер рекрутинговой компании Flex. В прошлом году на позицию заместителя главного бухгалтера крупной российской компании претендовала достаточно опытный финансист, с неплохим послужным списком. Но поиск в Интернете выявил более полную версию резюме, из которой следовало, что только за последний год кандидат получила 16 непрофильных сертификатов. В результате работодатель усомнился в мотивированности кандидата и этому специалисту было отказано в работе, вспоминает Сосновская.