Жуков Георгий Константинович
(1896-1974 г.г)
Выполнила ученица
5 «В» класса
Кондрат Ксения
За свою многовековую историю Российское государство неоднократно подвергалось агрессии. Русскому народу много раз приходилось с оружием в руках вести жестокие, и, подчас неравные сражения, в которых проявили свое полководческое искусство: Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Их имена бережно хранятся в памяти поколений. В XX веке к ним добавились имена полководцев Великой Отечественной войны - Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение. Со всеми важнейшими стратегическими операциями русских войск в ходе Великой Отечественной войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Георгий Константинович родился 19 ноября (1 декабря) 1896 г. в деревне Стрелковка Калужской губернии в семье крестьянина-бедняка. Георгий окончил три класса церковно-приходской школы, а затем отправился в город на заработки. 11 -летний мальчик стал учеником в московской скорняжной мастерской, принадлежавшей брату матери. Трудиться приходилось много, а хозяин с учениками был суров. Но, несмотря на загруженность работой, Георгий хотел учиться. Ему помог старший сын хозяина. Больше года двоюродные братья занимались русским языком, математикой, географией, читали книги.
ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ
7 августа 1915г. Жуков был призван в драгунский полк. Георгий Константинович поступил в унтер-офицерскую школу, которую окончил в августе 1916 г. Воевал младший унтер-офицер Жуков храбро, но недолго. В сентябре он получил лёгкое ранение во время конной атаки на Юго-Западном фронте, в горном районе Быстрица, и получил Георгиевский крест за захват языка. Но уже в октябре Георгий Константинович подорвался на мине и получил тяжёлую контузию. Лечиться пришлось долго. На фронт Жуков больше не вернулся. Февральскую революцию Георгий Константинович встретил в маршевом эскадроне. Жукова избрали председателем эскадронного комитета и членом полкового совета. В декабре 1917 г. Жуков уехал на родину, в Стрелковку — в деревне было легче прокормиться. В сентябре 1918г. его мобилизовали в Красную Армию. Жуков служил в 4-м Московском кавалерийском полку. Там он дорос до помощника командира взвода и в марте 1919 г. вступил в коммунистическую партию. Сражался против уральских казаков и с армией генерала П. Н. Врангеля под Царицыном, где в октябре 1919 г. был ранен осколком гранаты в левую ногу и левый бок После выздоровления попал на Рязанские кавалерийские курсы. В августе курсантский полк перебросили на Кубань для борьбы с десантом генерала Сергея Улагая. Жуков стал старшиной взвода и участвовал в "очистке" Северного Кавказа от остатков белой армии и отрядов "зелёных". В конце года он отправился подавлять восстания на Тамбовщине и в Воронежской губернии. За успешные действия против плохо вооружённых и слабо организованных крестьян-повстанцев командир эскадрона Жуков получил первую советскую награду — орден Красного Знамени.
В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ
После Гражданской войны Жуков продолжал службу в кавалерии. В 1924-1925 гг. учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. В 1929—1930 гг. Жуков опять учился — теперь на Курсах усовершенствования высшего начальственного состава, а затем стал командиром кавалерийской бригады. В марте 1933 г. он возглавил 4-ю кавалерийскую дивизию; в 1936 г. получил орден Ленина за успехи дивизии в боевой подготовке.
В июне 1938 г. Жуков стал заместителем командующего Белорусским военным округом по кавалерии.
ХАЛХИН-ГОЛ
1 июня 1939 г. Жукова внезапно вызвал Ворошилов. В приёмной наркома командир корпуса услышал о вторжении японцев на территорию союзной СССР Монголии в районе реки Халхин-Гол.
5 июня Жуков прибыл в штаб особого советского корпуса в Монголии и, посчитав, что командир корпуса не справляется с обязанностями, взял командование на себя. 20 августа 1-я армейская группа Жукова начала наступление, а уже 31-го окружённые войска противника прекратили сопротивление. За два дня до этого, 29 августа, Жукова и Штерна удостоили звания Героя Советского Союза. (Георгий Константинович получил позднее ещё три "Золотых Звезды", последний раз — в 1956 г.)
На Халхин-Голе проявились не только выдающиеся волевые качества Жукова, но и его пренебрежительное отношение к солдатским жизням. Он утверждал: "Война есть война, и на ней не может не быть потерь, и эти потери могут быть крупными, но если из-за потерь мы откладываем выполнение своего плана, то или не выполним его вообще, или выполним с громадными потерями, в 10 раз превышающими те, что несём сейчас".
НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
В мае 1940 г. Жуков был произведён I генерал-полковники и назначен командующим Киевским военным округом (в то время самым сильным), а уже 4 июня получил следующий чин — генерала армии. В феврале 1941 г. Жуков доложил, что немцы усилили воздушную и агентурную разведку советской территории. "Они боятся нас", — прокомментировал доклад Сталин. Сам Жуков тогда полагал: "Война с Германией, может был тяжёлой и длительной, но наша страна уже имеет всё необходимое для продолжительной войны и борьбы до полной победы. Мы не думали, что Красной Армии придётся так неудачно вступить в войну, потерпеть тяжелое поражение и отходить в глубь страны... Ни нарком, ни я не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день компактными группировками на всех стратегически: направлениях". Оказалось, что бояться надо было не немцам, а нам.
ПЕРВЫЕ БОИ
22 июня 1941 г. Жуков прибыл на Юго-Западный фронт, где помогал командованию организовать контрудар, закончившийся провалом. Через четыре дня Сталин отозвал Георгия Константиновича в Москву, чтобы поправить катастрофическое положение на Западном фронте, но было уже слишком поздно. В первые недели войны Генштаб не имел устойчивой связи с фронтами. Когда обстановка прояснилась, Жуков стал испытывать опасения за судьбу группировки в районе Киева, которую противник мог окружить с севера и юга. 29 июля начальник Генштаба предложил отвести войска за Днепр и оставить Киев. Жукова назначили командующим Резервным фронтом. У города Ельня он нанёс контрудар по немецкому плацдарму, угрожавшему Москве. В конце августа войска Жукова перешли в наступление и ценой больших потерь вытеснили немцев с Ельнинского выступа. В тот момент вермахт наносил главный удар на юго-западе, и отвлечение советских резервов к Ельне противнику было даже выгодно. Вместе с тем контрудар Резервного фронта имел важное моральное значение, став первой успешной советской наступательной операцией такого масштаба.
ЛЕНИНГРАД
10 сентября 1941 г. Ставка направила Жукова в Ленинград, блокированный немцами. Когда Георгий Константинович прилетел в город, Военный совет Ленинградского фронта во главе с Ворошиловым рассматривал планы минирования важнейших объектов на случай сдачи города.
По предложению Ворошилова было принято решение оборонять Ленинград до последнего человека. После этого Жуков вступил в командование фронтом. К тому времени Гитлер решил не брать Ленинград штурмом, а ограничиться блокадой. Георгий Константинович сосредоточил главные усилия на отражении немецкого наступления в районе Пулковских высот.
В БИТВЕ ЗА МОСКВУ
5 октября 1941 г. Сталин позвонил Жукову и попросил срочно прибыть в Москву, чтобы ликвидировать прорыв противника на Западном направлении. Георгия Константиновича направили представителем Ставки на Западный и Резервный фронты, главные силы которых были в окружении.
10 октября Жуков возглавил Западный фронт, объединивший все войска на подступах к столице. Основные силы генерал сосредоточил на линии Волоколамск — Можайск — Малоярославец — Калуга. 13 октября немцы захватили Калугу, 16 октября — Калинин, 18 октября — Малоярославец. Обороняться пришлось в основном соединениям, переброшенным из резерва Ставки и с других фронтов. В результате успешного наступления была снята угроза Москве и Московскому промышленному району, линия фронта отодвинулась на запад на 100—250 км. Первое крупное поражение вермахта во Второй мировой войне оказало вдохновляющее моральное воздействие на народы антигитлеровской коалиции.
ПОЛОСА НЕУДАЧ
В январе 1942 г. армии Западного Фронта развернули наступление на Вязьму. Жуков стал Главнокомандующим Западным и Калининс
Столь же неудачным оказалось наступление, организованное Жуковым на Вязьму в июле 1942 г. Это, однако, не помешало 26 августа назначить Георгия Константиновича заместителем Верховного Главнокомандующего и первым заместителем наркома обороны. Основной задачей Жукова осталась координация боевых действий на Западном направлении. Здесь в конце ноября началось подготовленное им третье наступление на Ржев и Вязьму, закончившееся ещё плачевнее. Жуков рассчитывал разгромить группы армий "Центр" и "Север" и выйти к Балтийскому морю. Но ударные группировки Западного и Калининского фронтов попали в окружение и с огромными потерями, лишившись всех танков и большинства орудий, вернулись к своим.
СТАЛИНГРАД
27 августа 1942 г. Сталин вызвал Жукова и направил его в Сталинград, где складывалось тяжёлое положение. Генерал организовал контрудар с севера по прорвавшимся к городу немецким войскам. Наступление готовилось в спешке и закончилось неудачей, но отвлекло часть неприятельских сил. Скоро Жуков и начальник Генштаба Александр Василевский поняли, что нужно какое-то иное решение. 12 сентября они предложили Сталину подготовить удар по румынским войскам на флангах Сталинградской группировки и окружить её. Независимо от них такую же идею выдвинули командующий Сталинградским фронтом Андрей Ерёменко и член Военного совета Никита Хрущёв.
19 ноября начали наступление войска Юго-Западного и Донского фронтов, а 20-го — Сталинградского. Генерал Ерёменко настаивал, чтобы его фронт наступал надвое суток позднее других, когда противник уже использует свои резервы, но Жуков согласился лишь на суточную задержку. После войны немецкие генералы свидетельствовали: при принятии плана Ерёменко успех советских войск стал бы значительнее, поскольку немцы не успели бы подтянуть резервы и противодействовать удару Сталинградского фронта. Ерёменко же думал, что Жуков своим решением стремился облегчить наступление фронтов Константина Рокоссовского и Николая Ватутина, так как благоволил к этим генералам, а его недолюбливал. Жуков" а в момент контрнаступления под Сталинградом уже не было: он готовил наступление на Западном направлении.
1943 ГОД
18 января 1943 г. Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 17 марта Жуков находился на белгородском направлении формирующейся Курской дуги (Воронежский фронт); по докладу Жукова на это направление были переброшены из резерва Ставки 21 А, 64 А и 1 ТА. К 21 марта наступление Манштейна было остановлено. 8 апреля 1943 года Жуков направил Сталину доклад, в котором основываясь на данных Главного разведывательного управления сообщил, что противник попытается срезать Курский выступ, окружить и уничтожить расположенные на нём войска Центрального и Воронежского фронтов, сосредоточив для этого на флангах советской группировки 15-16 танковых дивизий. Интересно, что в этот момент немецкое командование ещё не успело разработать план операции «Цитадель», основные положения которого предвосхитил Г. К. Жуков. Только через неделю, 15 апреля 1943 года, вышла соответствующая директива Гитлера. Таким образом, сама идея встретить противника в обороне, чтобы измотав его, перейти затем в наступление, предопределившая развёртывание Курской битвы, высказана Г. К. Жуковым за три месяца до начала битвы на Курской дуге (лето 1943), где и был сорван гитлеровский план «Цитадель» и разбиты войска генерал-фельдмаршалов Клюге и Манштейна.
Непосредственно Жуков (с 5 июля) в ходе оборонительного и наступательного этапов Курской битвы координировал действия Западного, Брянского, Степного и Воронежского фронтов. Особенно значимыми были его действия по координации усилий Воронежского и Степного фронтов в ходе операции «Полководец Румянцев». 25 августа, по окончании сражения, он был отозван в Москву.
По прибытии в тот же день в Ставку, Жуков пробовал в осторожной форме высказать мнение о необходимости удара от Харькова к побережью Азовского моря с целью окружения и уничтожения значительной части Группы армий «Юг». Предложение не было одобрено И. В. Сталиным.
В конце августа-сентябре Жуков координировал действия Воронежского и Степного фронтов в ходе операций по преследованию противника, отходившего к Днепру. К концу сентября войска координируемых им фронтов форсировали Днепр на ряде участков, создав выгодные плацдармы для наступления.
12 октября — 23 декабря 1943 войска Воронежского фронта (переименованного 20 октября в 1-й Украинский) провели Киевскую наступательную операцию. В начале её советские войска пытались нанести главный удар с Букринского плацдарма южнее Киева, где проще всего было сконцентрировать силы. Однако противник, хотя и уступавший по силам, стянул войска с второстепенных участков и остановил наступление советских войск. 25 октября — 3 ноября 3 гв. танковая армия генерала Рыбалко и 7-й артиллерийский корпус прорыва были скрытно выведены с букринского и переброшены на Лютежский плацдарм (меньшего размера, к северу от Киева).
3 ноября был нанесён внезапный главный удар с лютежского плацдарма, и 6 ноября Киев был освобождён. После войны Киевскую операцию «сократили» на 22 дня неудачных попыток прорыва с букринского плацдарма. До 23 декабря противник проводил сильнейшие контрудары (Киевская оборонительная операция), однако взять Киев вновь ему не удалось. 29 декабря началась Житомирско-Бердичевская операция 1-го Украинского фронта.
В СРАЖЕНИЯХ 1944—1945 ГОДОВ
Весной 1944 г. после ранения генерала Ватутина Жуков стал командующим 1-м Украинским фронтом. Его войскам удалось окружить немецкую 1-ю танковую армию генерала Ганса Хубе в районе Каменец-Подольского. В результате в кольцо попали 23 дивизии — больше, чем под Сталинградом. Основная ударная сила Жукова — 1-я танковая армия генерала Михаила Ефимовича Катукова двинулась к Днестру. Маршал думал, что немцы станут прорываться на юг, к Днестру. Однако командующий группой армий "Юг фельдмаршал Эрих Манштейн организовал прорыв окружённой армии на запад и сильный удар танкового корпуса СС навстречу ей. Армии Хубе удалось, хотя и с большими потерями вырваться из кольца.
В начале октября 1944 г. Сталин предложил Жукову возглавить 1-й Белорусский фронт, нацеленный на Берлин. В Берлинской операции войска Жукова понесли большие потери при лобовых атаках укреплений на Зееловских высотах. Позднее они захватили большую часть Берлина, включая правительственный квартал. 3 мая 1945 г. маршал вместе с бойцами расписался на стене Рейхстага. В ночь на 9 мая по поручению Сталина он принял безоговорочную капитуляцию Германии.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
До апреля 1946 г. Жуков оставался Главнокомандующим советской военной администрации в Германии, а затем его назначили Главнокомандующим сухопутными войсками. Но уже в июне Сталин созвал Главный военный совет, где обвинил Жукова в преувеличении собственных заслуг и умалении заслуг других командующих в проведении главных операций Великой Отечественной войны. Поводом послужили показания арестованного Главного маршала авиации Александра Новикова, друга Жукова.
В январе 1948 г. Жукову предъявили показания адъютанта Сёмочкина, обвинившего маршала во враждебном отношении к Сталину и в моральном разложении. С Георгием Константиновичем случился инфаркт. После выздоровления его назначили командующим Уральским военным округом, где почти не было войск. Но уже в 1950 г. Жукова избрали в Верховный Совет СССР, а в октябре 1952 г. на XIX съезде партии он стал кандидатом в члены ЦК, Сталин рассматривал возможность советского вторжения в Западную Европу и готовил возвращение Жукова к руководству армией.
После смерти Сталина маршала сделали первым заместителем министра обороны и членом ЦК. В феврале 1955 г. Жуков стал министром обороны. На Пленуме Жукова избрали членом Президиума ЦК КПСС. Георгий Константинович достиг пика своей карьеры. Но вскоре последовало стремительное падение.
27 октября 1957 г., когда Жуков вернулся из Албании, его сняли со всех постов. Опала маршала продолжалась вплоть до падения Хрущёва. В 1965 г. Жукову разрешили присутствовать на торжественном заседании в честь 20-летия Победы. В 1969 г. вышли в свет, хотя и с большими сокращениями, мемуары Г. К. Жукова "Воспоминания и размышления".
18 июня 1974 года в 14.30 Георгий Константинович скончался. По решению руководства страны он был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены со всеми положенными почестями, как выдающийся военный и государственный деятель.