Камбоджа — конституционная монархия. В соответствии с законом граждане этой страны обладают теми же правами и свободами, что и граждане любого демократического государства. А ведь еще четверть века назад у камбоджийцев не было самого элементарного права — права на жизнь.
Обстановка в относительно спокойной Камбодже резко обострилась в 1970 году, когда американцы устроили в этой стране военный переворот. Новый режим должен был развязать руки США, стремившимся уничтожить базы северовьетнамских партизан, которые те устраивали в сопредельной Камбодже.
В ночь на 1 мая американские вооруженные силы и их сайгонские наемники вторглись на территорию нейтральной Камбоджи. Американо-сайгонские войска продвигаясь в глубь страны, сжигали все на своем пути.
Действия американцев привели к тому, что до того крайне немногочисленные партизанские отряды камбоджийских коммунистов стали расти как на дрожжах. При поддержки Китая они скоро превратились в настоящую армию. Во главе нее стоял ярый коммунист Пол Пот.
17 апреля 1975 года красные кхмеры, так себя называли камбоджийские партизаны, захватили столицу страны Пномпень.
В первые же дни своего правления полпотовцы взорвали Национальный банк, тем самым радикально решив вопрос об отмене денег, закрыли все рынки и магазины.
Горожан они частью истребили, частью насильно переселили в деревни, где заставляли по 12 часов расчищать джунгли под посевы риса. За невыполнение нормы и даже просто за чтение книг наказание полагалось одно — смерть.
Казарменный коммунизм по полпотовскому образцу. Людской муравейник, трудовое перевоспитание масс. Каждый, кто замешкается, споткнется, упадет, будет убит.
Учебные заведения были закрыты. Их превратили в казармы и тюрьмы. В столичной школе высшей ступени, где учатся дети с 7 по 12 классы, при полпотовцах была и тюрьма и казарма одновременно.
Почувствовать атмосферу, царившую в стране при Пол Поте, можно в музее Туолсленг, так называлась, наверное, самая страшная тюрьма Камбоджи. Когда-то и она была обычной школой. Учебные корпуса полпотовцы превратили в казематы.
В огромном классе красные кхмеры построили стены. Из класса сделали секции. В больших секциях содержались бывшие сторонники Пол Пота, бывшие красные кхмеры, революции свойственно пожирать своих детей.
Заключенных держали в кандалах, со связанными за спиной руками. Вместо туалета — жестяная коробка. Пытали узников здесь же, на железных койках.
В соседнем, втором блоке сидели рядовые камбоджийцы. Сейчас здесь галерея фотопортретов. С одной стороны те, кто работал в Туолсленге. На фотографии человек, ему, наверное, лет 12, а он уже убивал людей здесь. А с другой стороны жертвы. Сначала их помещали в Туолсленг, никак не регистрируя, но с 1976 г. стали присваивать номера. Никого из них уже нет в живых.
В третьем блоке камеры сохранены такими, какими они были при Пол Поте. В них даже нет дверей. Покинуть их прикованные к стене узники все равно не могли.
В Туолсленге красные кхмеры замучили 16 тыс. человек. И таких тюрем в стране было несколько сотен.
В самых чудовищных преступлениях против собственного народа повинна про-пекинская клика Пол Пота-Иенг Сари. Варварски истреблены миллионы кампучийцев. За 4 года красные кхмеры уничтожили около 3 млн. человек, почти половину населения Камбоджи.
Избавили страну от этой страшной заразы вьетнамские войска. В начале 1979 года они заняли Пномпень. Приспешники Пол Пота отступали на запад к границе с Таиландом, силой уводя с собой население. Сам диктатор бежал в Китай, но через два года вернулся в Камбоджу и снова встал во главе красных кхмеров. Вооруженную борьбу с законным правительством они вели почти десятилетие. И все же политика национального примирения, которую проводили власти, увенчалась успехом — в 1999 году партизаны сложили оружие.
Бывшие красные кхмеры ведут теперь мирную жизнь. У них на севере страны даже есть своя неофициальная столица — Анлонг Виенг.
Анлонг Виенг — провинция Сием Риеп. В этом городе прошли последние годы жизни кровавого диктатора Пол Пота. У него здесь было несколько домов, и Пол Пот вынужден был переезжать с места на место, скрываясь от правосудия. В городе до сих пор живут его бывшие сторонники, красные кхмеры.
Даже в районах, которые контролировали красные кхмеры, Пол Пот не чувствовал себя в безопасности. Боялся он и рейдов правительственных войск, и своих соратников. Многие из них считали, что от этой одиозной фигуры неплохо было бы избавиться.
Объехать все убежища Пол Пота не просто: слишком большие расстояния их разделяют. Главное логово тирана находилось в горной местности, недалеко от границы с Таиландом.
На месте где стоял дом Пол Пота, он прожил в нем с 1995 по 1997 года, остался только кафельный пол. Трудно представить, что по этому полу ходил сам Пол Пот.
По соседству стоял еще один домик, где глава красных кхмеров работал. Внизу у Пол
Умер Пол Пот в 1998 году тихо, во сне, на своей кровати. На следующий день гроб с телом диктатора сожгли прямо рядом с домом. Гроб поставили на старые покрышки. В костер бросили все личные вещи Пол Пота, одежду, любимую трость и бамбуковый веер.
Газета «Пномпень Пост» тогда вышла с передовицей — «Сожжен, как мусор».
Место кремации самого страшного диктатора второй половины XX века обнесено изгородью. Над ним устроена крыша, чтобы дожди не смыли остатки пепла. Судя по обгоревшим благовонным палочкам, у Пол Пота в стране есть немало почитателей.
Катаклизмы, потрясавшие в прошлом веке Камбоджу, до сих пор дают о себе знать. Территория страны буквально усеяна минами.
Их здесь ставили все кому ни лень: вьетнамцы, красные кхмеры, правительственные войска. Еженедельно на минах подрываются до 60 человек. Чтобы разминировать все поля, потребуется не один год и огромные средства.
В Камбодже этим занимаются несколько организаций. Одну из низ, СИМАК, финансирует немецкое правительство.
Аббревиатура СИМАК расшифровывается как «Камбодиа Майн Экшн Сентр», «Камбоджийский действующий центр по разминированию». За годы существования этим центром было подготовлено около 3000 специалистов, которые работают в разных провинциях Камбоджи. Перед ними стоит грандиозная задача. Им предстоит разминировать по самым скромным подсчетам около 6 млн. мин.
В 70-х годах по этим местам «работали» американские бомбардировщики Б52. Одна из бомб ушла под землю на пять метров и не взорвалась. Ее вес 700 кг. Подарок из Америки подорвут с помощью небольшого заряда. Людей отводят на два километра от места взрыва.
Вот так выглядит место, где взорвалась 700-кг авиабомба, произведенная в США. Правда, закопанная на глубине 5 м. Представляете, что было бы, если бы она жахнула у самой поверхности. Тут пахнет порохом. Теперь я понимаю беспокойство саперов, которые старались оттащить нас подальше от этого места.
С бомбами сталкиваться приходится довольно редко. Основная работа — на минных полях. База у саперов в деревеньке Сре Ной, в 60 км от города Сием Риепа. Сторожем здесь служит Лон Хибон. Ногу он потерял в 1986 году. Подорвался на мине, во время одной из операций против красных кхмеров.
Один из складов камбоджийского центра по разминированию: тут хранятся боеприпасы, снаряды, мины, найденные в окрестностях деревни Сре Ной. Всречаются мины советского производства. Все эти боеприпасы будут взорваны. Несколькими минами и снарядами будет меньше.
С базы до ближайшего минного поля пришлось добираться на пикапе повышенной проходимости.
От деревни до него километра 4, не больше. Но кажется, что все 20. Дороги в Камбодже хуже некуда, ровными и гладкими их не назовешь. В сухой сезон они пыльные, а в сезон дождей превращаются в бурные реки.
До линии красных табличек «Осторожно мины!» передвигаться можно совершенно спокойно, но за них заходить нельзя.
Для человека, который собирается совершить увлекательную прогулку по минному полю в сопровождении проводника, разумеется, придумали ряд правил. Во-первых, по минному полю нельзя ходить в открытой обуви. Если вас кусает насекомое, змея, вы можете в панике оступиться, упасть, побежать и наткнуться на мину. На минном этого нельзя курить, нельзя фотографировать саперов, особенно со вспышкой, потому что это отвлекает от разминирования. Кроме этого, на минном поле надо всегда следовать за проводником и не разбегаться. В противном случае, нарушителей этих правил отводят на безопасный участок, и впредь им появляться на минном поле запрещается.
Саперы прочесывают территорию участками. Один «прослушивает» землю, и когда прибор что-то обнаруживает, оставляет перед этим «что-то» деревянный треугольник. Своей вершиной он указывает на опасную находку. Теперь за дело принимается другой член команды, в маске и бронированном нагруднике. Его задача обезвредить мину и извлечь ее из земли.
Все найденные боеприпасы и мины собирают в одном месте. В конце рабочего дня их переносят в специальную яму, обнесенную насыпью, и подрывают.
Минные поля — только одна и не самая главная проблема Камбоджи. Красные кхмеры и бесконечные междоусобицы привели страну в ужасающее состояние.
Война в Камбодже давно закончилась, а ее последствия преодолеть до сих пор никак не удается. В холлах многих гостиниц страны стоят урны, в которые туристы бросают добровольные пожертвования. В моей гостинице собирали деньги для инвалидов, бездомных стариков и жертв войны.
Такие сборы никаких проблем, конечно, не решают. Но кому-то эти деньги помогут пережить трудные времена. А то, что они скоро закончатся, — в этом камбоджийцы уверены. Ведь в стране наконец-то установился прочный мир.