РефератыИсторияГаГази Магомед 1829-1832

Гази Магомед 1829-1832

В середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется "мюридизмом"), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (таррикат) и от наставника - муршида, к ученику мюриду.


Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого по мнению новых проповедников было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариата. Ведь именно в том что умма сбилась с праведного пути виноваты в первую очередь власть имущее, погрязшее в грехе. Послушание подданных кончается там, где владетели не следуют правилам шариата. Вывод из этого учения следовал поистине парадоксальный. Раз кругом в большинстве своем неправедные правители, то истинный мусульманин не может быть в подчинении у них, а должен стараться быть свободным человеком и не должен платить налоги, а деньги направлять на помощь правоверным борцам за чистоту мусульманской веры.Проникновение накшбандийзма на Кавказ началось в конце 10-х годов XIX века благодаря шейху Исмаилу из Курдистана. Он в первую очередь призывал к внутреннему джихаду и сумел обзавестись несколькими преданными учениками. Среди его дальнейших последователей оказался Магомед Ярагский (Мухаммед аль Яраги) сыгравший роль первого общепризнанного духовного лидера Кавказа. Именно с его "легкой" руки выбирались все мятежные имамы Дагестана.


Надо заметить, что к началу 30-х годов XIX века в Петербурге не без основания считали покорение Кавказа делом практически завершенным. Продолжительная деспотия Ермолова, успехи России в войнах с Персией и оттоманской Турцией вселяли в сердцах горских народов трепетный ужас. Как можно было противостоять такому сильному и могущественному противнику? И тем удивительнее представляется на фоне всеобщего упаднического настроения появление первого - неукротимого имама Дагестана, сумевшего совершить объединить чуть ли не всех горцев на войну с Россией. Давайте постараемся найти причины этого парадоксального явления.


В первую очередь царское правительство старалось привить лояльность местных правителей. Из казны выделялись специальные суммы на денежные выплаты для поддерживающих власть русского императора Новая власть несла с собой разрушение традиционного уклада жизни горских народов. Хрупкая экономика Кавказа была подорвана. На подвластные усмиренные общества легли новые податные тяготы и трудовые повинности. Одно сооружение дорог и мостов в горах стоило многого. Стоит ли говорить, что новая власть не пользовалась любовью среди новообретенных подданных. К тому же 1830 год оказался несчастливым для горцев. Сначала сильное землетрясение, а затем чума унесли множество невинных жизней. В этой обстановке учение накшбандийзма пустило на Кавказе прочные корни. Ведь оно указывало "истинных" виновников всех бед, обрушившиеся на головы правоверных мусульман и показывало простой выход из создавшейся ситуации - "бей неверных, во славу Аллаха!"Но не все кавказские лидеры мюридизма по началу поддерживали газзават против заведомо сильного противника. Так Мухаммед аль-Яраги говорил: "Что лишь установив шариат и вновь встав на праведный путь, обретут мусульмане добродетель и силы, необходимые для джихада и своего освобождения. А пока не настанет пора повернуть оружие против неверных или пока кто-то из могущественных правителей Востока не покорит русских во славу Корана, горским народам не возбраняется подчиняться русским и даже оказывать им гостеприимство".


Первые шаги


1829-1830 год.Положение кардинальным образом изменилось, когда в начале 1829 года прибыл в шамхальство ради проповедей шариата по приглашению Мехти-шамхала уроженец аула Гимры Гази Магомед Ибн Исмаил аль-Джимрави аль-Дагистани, (в русской историографии Кази-Мулла или Гази-Магомед +1). Получив от шамхала полную свободу действий Гази Магомед собрал своих соратников и начал обходить аул за аулом призывая "грешников встать на на праведный путь, наставить заблудших и сокрушить преступное начальство аулов." В конце 1829 года при поддержки Мухаммеда аль-Яраги Гази-Магомед избирается первым имам Дагестана. В начале 1830 года новый имам двинулся в Араканы, где он разрушил дом своего бывшего учителя Саида. Затем Гази-Магомед направился в Гумбет и Анди, где его поездка превратилась в какое-то триумфальное шествие. И именно здесь в Нагорном Дагестане в окружении многочисленных сторонников имам призвал собравшихся идти на Москву, здесь он заявлял, что слышит звон цепей в которых ведут побежденных гуяров. Не знаю ожидал ли такого эффекта Мехти-шамхал или нет? Может быть правитель решил разыграть небольшую интригу и использовать проповеди шариата ради укрепления своего могущества? Если дело обстояло таким образом, то Мехти-шамхал явно просчитался. Джин войны был выпушен из бутылки и стала литься первая кровь.


Под лозунгами борьбы с неверными и их ставленниками Гази-Магомед собрал значительные силы из ряда нагорных "вольных" обществ и 4 февраля 1830 года двинулся на столицу Аварии Хунхаз. Мюриды предприняли попытку штурма, но были разбиты. Из-за внутренних разногласий часть мюридов во время боя перешла на сторону хунхазцев, среди нападающих началась паника и беспорядочное отступление. Ближайший сподвижник Гази-Магомеда Шамиль оказался запертым в одном из домов, где продержался до вечера и смог уйти из селения незамеченным !!!


Естественно, что такое положение дел не устраивало победителя Османов и Персов управителя Кавказа Ивана Федоровича Паскевича. Покончив с внешними врагами русские решили покончить одним ударом и с начинавшимися беспорядками в Дагестанских общинах. Для осуществления этой цели в марте 1830 года Паскевич приказывает провести военную операцию в Чарталахе (компания прошла победоносно с 8 по 15 число). Но на этот раз разящий удар русской армии прошел мимо цели, а только еще более настроил против новой власти практически все Кавказское общество.


После этого рейда местная община обратилась к дагестанскому имаму за помощью. Гази Магомед на волнах все возрастающего недовольства стал проводить удачную агитационную политику и за три весенних месяца сумел многократно увеличить число своих сторонников. В конце мая 1830 года уже несколько отрядов горцев предводимых неукротимым имамом спустились в Алазанскую долину и вступили в открытые стычки с русскими военными отрядами.


Май 1830. Неудачи Р.Ф. Розена


Естественно, Паскевич не заставил себя долго ждать и на этот раз. В том же месяце в направлении к Гимры- родовому аулу Гази Магомеда выдвинулась колонна численностью в 6000 штыков с 23 пушками и 6 мортирами под командованием генерал- майора Романа Федоровича Розена +2. Добравшись до Хиндала +3 Розен совершил грубейшую ошибку. Он посчитал, почему-то, свои силы недостаточными, от штурма аула Гимры отказался и ограничился только захватом скота у местных жителей. Розен рассчитывал этой мерой вынудить хиндхальцев сдаться и выдать имама. Эта полумера, естественно, не привела к желаемому результату. Боевые действия приутихли на время, чтобы потом разгореться с еще большей силой. Гази Магомед опять с блеском воспользовался вынужденной передышкой для увеличения числа своих сторонников. Русское командование на этот раз предприняло все возможные меры сразу. Гази Магомеда пытались вывести на переговоры, подкупить, захватить в плен живым и убить практически одновременно. Вся эта неразбериха только усугубляла сложную обстановку.


Сентябрь 1830 г.До этого времени остававшейся в стороне, шейх Мухаммед аль-Яранги объявляет русским джихад. Это событие привлекло новых сторонников, к движению Гази Магомеда. Кроме того со своей стороны мятежный имам предпринял агитационный вояж по Чечне.


В ноябре 1830 года внимание России приковало другое восстание разгоравшееся в другой части необъятной империи. На этот раз взбунтовалось царство Польское.


Зимой наступило сезонное прекращение боевых действий.


7 апреля 1831 года Гази Магомед памятуя о неудачном рейде Р. Розена все-таки решил обезопасить свои тылы и расположился со своими отрядами в Агач-Кале (Чумкесент). На этот раз выбранная позиция позволяла горцам обезопасить Хиндал и проводить планомерное и успешное подчинение шамхальства.


Апрель 1831 г. русские атаки на укрепления горцев.


19 апреля 1831г. командующий русскими войсками в Дагестане Бекович Черкасск

ий собрал значительные силы и попытался выбить имама с занимаемой позиции. Сражение, завязавшееся у сел.Атлы-Боюн закончилось поражением для русских войск. Бековичу пришлось спешно отступать к Кяфир-Кумыку, а Гази-Магомед приобрел в результате победы громадное влияние на всем Северном Кавказе. Сразу исправить сложившееся положение русские не могли, так как в связи с польскими событиями часть кавказского корпуса в срочном порядке стали перебрасывать на новый театр военных действий.


10 мая покидает Тифлис Паскевич и так же отбывает в царство Польское. Вместо себя он оставляет генерала Эмануэля командовать кавказской линией и генерала Панкратьева в Закавказье. Русские войска получили приказ воздерживаться от наступательных операций.


Гази Магомед, почувствовав слабость противника, решает захватить полную боевую инициативу. 16 мая имам переходит на новые позиции у Алти-Буюна. Генерал Таубе попытался было 20 мая воспрепятствовать передислокации основной силы горцев, но и он ничего не смог поделать и вынужден был отойти и полностью оголить левый фланг кавказской линии. На подмогу Таубе был направлен отряд Каханова. Все дальнейшие боевые действия стали напоминать детскую игру в кошки-мышки. Русские пытались безуспешно поймать Гази Магомеда и навязать ему генеральное сражение. Имам же от погони уходил и появлялся со своими джигитами в самых неожиданных местах, показывая всему Кавказу беспомощность русской армии.


Июнь -июль 1831 г. военные действия в Таргу. Поражение Эмануэля.


В начале июня 1831 года Гази Магомед и его сподвижник Абдаллах аль-Ашилти выманили отряд Каханова и с помощью ложного маневра увели русских за собой через Алти-Буюн, Тараул к Агач-Кале. После чего имам, сумев воспользоваться преимуществом в скорости, оторвался от преследователей и овладел центром шамхальства - аулом Тарки, а затем появился под стенами русской крепости Бурная. Когда через 4 дня Каханов подоспел на выручку к осажденным, имам ушел. Крепость была спасена, хотя большая часть шамхальских аулов продолжала оставаться в руках имама. Каханов вынужден был остаться в шамхальстве для устранения остатков мятежа.


26 июня имам направил небольшой отряд на Кизляр, а сам с основными силами перенес военные действия на Кумыкскую плоскость. Здесь к Гази Магомеду присоединился Абдаллах аль-Ашати с значительным отрядом из чеченцев и кумыков. Вскорости мюриды осадили крепость Внезапную.


Только 10 июля командир кавказской линии генерал Эмануэль сумел саккумулировать достаточное количество войск и снять осаду с Внезапной. На этот раз Эманнуэль решается сам погнаться в след за неуловимым имамом. 13 числа растянувшаяся русская колонна в густом лесу под Акташ Авком подверглась внезапному нападению и была разгромлена. Из 2500 человек русских потеряли убитыми и пленными около 400. Кроме того, чеченцы сумели захватить и одну пушку из 10, находившихся в распоряжении у Эмануэля.


Эта первая большая победа Гази Магомеда над регулярными русскими войсками эхом отозвалась практически по всему Кавказу и ряд, до этого времени, сомневающиеся племен переходят на сторону имама. А отряды ингушей блокируют основные коммуникации вдоль Военно-Грузинской дороги. Сам же имам проводит самую крупную военную операцию. Он направляется на юг и в течении 8 дней пытается захватить Дербент.


Сентябрь 1831 г. восстание в Кайтаке и Табасарани.


8 сентября постоянный преследователь имама - Каханов осаду с города снял. Гази Магомед укрылся в горах Кайтака и Табасарани, где организовал усиленную оборону против наступающих русских отрядов.


16 сентября в Шемаху прибыл Панкратьев и целый месяц пытался мирным путем усмирить горцев. Переговоры и уговоры не подействовали. В конце - концов 16 октября русские вступили в горы и провели два сражения и разрушили 20 аулов. 23 октября Кайтак и Табасарань сдались на милость победителей, но при этом законы шариата в этих областях были сохранены.


20 октября в Тифлис прибывает новый главный управитель Грузии и Кавказа барон Григорий Владимирович Розен, довольно долго служивший под началом Паскевича, но не на Кавказе.


Розен вырабатывает новую политики поведения России на Кавказе. Прежде всего он решил как можно скорее покончить с мятежным имамом, восстановить мир на Кавказе и унять раздражение горцев.


Конец 1831 года. Разгром Гази Магомеда у Агач-Кале.


В начале ноября Панкратьев и сменивший Эмануэля Вельяминов пытались зажать в тиски, засевшего в Салатау Гази Магомеда. Но имаму удалось вырваться из окружения и провести опустошительный набег на оставшийся без прикрытия Кизляр. В результате набега 134 человека (в основном гражданские лица) было убито и 45 ранено. Горцы сожгли тридцать домов и 3 церкви и увели с собой в качестве трофеев 168 человек (в основном женщин).


В начале декабря имам вместе с отрядом из 6000 бойцов занял укрепленную позицию в Агач-Кале и решил заманить сюда русские войска. 6 декабря Панкратьев атаковал позиции горцев, но был отбит. Вторая попытка предпринятая 13 декабря была более удачной. Почти все защитники аула были перебиты, однако самому имаму и еще нескольким горцам удалось спастись.


22 декабря русские войска возвратились на зимние квартиры с полной уверенностью в том, что с восстанием в Дагестане покончено.


1832 генеральное наступление особого Кавказского корпуса на Чечню и Дагестан. Гибель имама.


Первые месяцы 1832 года прошли в относительном спокойствии. Однако в конце марта оправившейся от ран Гази Магомед, совершенно неожиданно для русского командования, вновь собирает отряды горцев и совершает набеги на русские крепости Назрань и Грозная.


1 июня имам провел свою последнюю крупную операцию. Он захватил укрепленную позицию под Йол-Сус-Тавом неподалеку от Эрпили. В течении следующих двух дней русские под начальством полковника Клюге фон Клюгенау выбили горцев с занимаемой позиции.


С конца июля, узнав о предстоящем генеральном наступлении Кавказского корпуса, Гази Магомед меняет свою тактику с этого момента имам практически прекращает активные боевые действия и пытается вступить в переговоры с русскими. Он обещает свою лояльность Кавказскому наместнику и даже говорит о возможности взимания налогов с контролируемых племен. Надо заметить, что прежние генералы, не в пример нынешним, армию не предавали и доводили начатое дело до конца. На переговоры с имамом никто не пошел. Отсрочить русское наступление не удалось.


В конце июля имам, потерпевший неудачу в переговорном процессе, попытался еще раз сорвать русское наступление. Отряды горцев стали беспокоить русских, занятых на сооружении в Чарталахе новой Лезгинской линии. Однако Розен не изменил своего решения и 24 июля 1832 года началось генеральное наступление Кавказского корпуса на Чечню, Ичкерию и Дагестан. Две колонны, одна численностью в 15-20 тыс. штыков под начальством самого Розена, другая под управлением Вельяминова сметали практически все на своем пути. Местное население оказывало жесточайшее сопротивление войскам. Особенно жаркие сражения прошли в лесах Гойты (27 и 30 августа), при захвате Гременчука (4 сентября). Гази Магомед присутствовал при этих сражениях лично.


10 сентября Гази Магомед не сумев противостоять натиску превосходящего противника укрепился в районе родового аула Гимры. В конце сентября Гази Магомед возобновляет попытку завязать переговоры с Розеном и так же безуспешно.


К 10 октября русские заняли Салатау 29 октября войска вошли в Темир-Хан-Шуру и сходу, штурмом взяли укрепления у подступов у аулу Гимры. В одной из саклей находдился имам и 50 его ближайших соратников. Практически все оборонявшиеся в том числе и Гази Магомед погибли. В живых осталось только 3 человека( один из них - Шамиль станет 3 имамом Дагестана).


С гибелью Гази Магомеда, вопреки ожиданиям Розена, сопротивление горцев не прекратилось. Через несколько дней был провозглашен новый имам Дагестана Гамзат-бек.


Примечания:


Даты сражений указаны по новому стилю.


+1 Гази-Магомед родился около 1793 года и по происхождению был потомственным представителем мусульманского духовенства. Его дед Исмаил считался в горах человеком очень умным, он и воспитал внука. Гази-Магомед изучал Коран сначала в Каранае, а потом в Араканах, у знаменитого проповедника Саида-Аракского. Надо заметить, что Саид-Аракский не придерживался строгих норм шариата и проповедовал мир с Россией. Это обстоятельство и послужило тому что учитель и ученик разошлись во взглядах, а потом стали открытыми врагами. С юных лет будущий Гази-Магомед отличался непреклонной волей и твердостью убеждений. А его знаменитое красноречие позволяло вселять в сердца людей лютую ненависть к русскому завоеванию.


+2 Роберта Розена (в русской армии Романа Федоровича) не следует путать с его однофамильцем Розеном Григорием Владимировичем.


+3 Хиндальское общество или Койсубу - "вольное" дагестанское общество где находится родовой аул Гази-Магомеда Гимры.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название реферата: Гази Магомед 1829-1832

Слов:2501
Символов:18646
Размер:36.42 Кб.