Остров Роанок
Первым европейцем, который обследовал восточное побережье Северной Америки, был Джованни ди Верраццано, моряк из Флоренции, который служил королю Франции Франциску I. Весной 1524 года он поднялся до мыса Фир и отправил королю донесение, в котором содержалось описание побережья будущих Соединенных Штатов в районе штатов Северная и Южная Каролина. Через 60 лет дневники Верраццано с описанием побережья были опубликованы в Англии и, возможно, что именно они и указали Уолтеру Рэли место в Новом Свете, подходящее для основания колонии. Но только место.
Этот известный авантюрист, более подробную биографию которого я расскажу в другой раз, давно мечтал возглавить экспедицию в Новый Свет, что отвечало интересам и государства. Ведь в XVI веке Англия в борьбе с, главным образом, Испанией начала борьбу за свое достойное место в мире, а затем и за господствующее положение на морях. А для достижения такой цели основание поселений в Северной Америке, которые могли быстро превратиться в военно-морские базы, было одной из первоочередных задач.
В 1578 году Хэмфри Джилберт, брат Уолтера Рэли, получил из рук королевы Елизаветы I патент на основание колоний в Новом Свете. Хэмфри прихватил рвавшегося в бой братца и отправился в плавание, но эту экспедицию ждал скорый и бесславный конец, так как испанский флот перехватил их и сильно поколотил. Пришлось возвращаться в Англию и ждать новой попытки, которая состоялась в 1583 году. На этот раз была основана колония на Ньюфаундленде, которая просуществовала совсем недолго, так как из-за болезней и под угрозой голода колонисты вынуждены были вернуться обратно. Хэмфри в том же году отправился в новое плавание к берегам Америки, но уже без брата, и сгинул: то ли его корабль потонул во время шторма, то ли его потопили испанцы, неизвестно.
В 1584 году уже сам Уолтер Рэли получил заветный патент. Документ давал его владельцу "полную свободу и лицензию... на открытие, поиск, обнаружение и обследование таких отдаленных, языческих и варварских земель, краев и территорий, которые не находятся пока во владении христианских владык и не населены крещеными людьми".
Нет, Уолтер пока не собирался сам отправляться к далеким берегам. Он всего за месяц подготовил экспедицию, которую возглавили капитаны Филипп Адамс и Артур Барлоу. Такая спешка в подготовке экспедиции объяснялась тем, что ей предстояло только выбрать место, где создавать первое поселение англичан. Члены этой экспедиции и стали первыми европейцами, которые высадились на остров Роанок у побережья Вирджинии. Они сочли, что это место подходит для организации поселения, и довольно быстро отплыли обратно на родину.
В 1586 году на Роаноке высадилась новая экспедиция англичан под руководством сэра Ричарда Гринвилла и шкипера Ральфа Лейна, которая привезла на остров пятнадцать поселенцев. Поселенцы должны были пробыть на острове год в ожидании новой партии англичан и за это время построить форт и необходимое количество жилых домов для новых поселенцев.
Судьба этих поселенцев оказалась в результате последовавших событий плачевной. Как удалось потом выяснить из расспросов местных жителей, индейцам не понравились новые соседи и их строительная деятельность. Однажды два индейских воина приблизились к уже построенному форту якобы для того, чтобы вести переговоры. Навстречу им из форта вышли двое англичан, которые тут же угодили в устроенную индейцами засаду. Один англичанин был убит на месте, но второй остался в живых и позвал на помощь товарищей. Оценив ситуацию, англичане решили пробиваться к берегу и погрузились на шлюпки. Отплывая от берега, они увидели уже горящий форт. Англичане сначала высадились на маленьком островке между Роаноком и Хатораском, но, немного передохнув, отправились дальше. Больше их никто не видел, и никаких следов от этой группы не было найдено.
Тем временем в Англии готовилась новая экспедиция к берегам Америки, которая бросила якоря у острова Хатораск 22 июля 1857 года. Всего среди поселенцев было 96 мужчин, 17 женщин и 6 детей. Губернатором новой колонии был назначен Джон Уайт, который располагал довольно большими полномочиями. Он, например, мог не согласиться с выбором места для колонии и начать дальнейшее обследование побережья. Однако отношения со шкипером флагманского судна Симоном Фернандесом у нового губернатора сложились не самые лучшие. Шкипер торопил поселенцев с высадкой и утверждал, что искать другого места для поселения он не намерен, так как лето скоро заканчивается.
Но вначале надо было встретиться с первыми пятнадцатью поселенцами, что по известным причинам сделать не удалось. Группа, которая высадилась на Роаноке 23 июля, состояла из сорока поселенцев и губернатора. Никаких следов первых поселенцев обнаружить им не удалось за исключением костей одного из убитых индейцами англичан. Дойдя до северной оконечности острова, они обнаружили полностью разрушенный форт капитана Лейна, но дома, стоявшие неподалеку от него были совершенно целы.
Колонисты сразу же принялись ремонтировать имевшиеся дома и строить новые с тем расчетом, чтобы обеспечить жильем всех колонистов. Попутно они выяснили причину исчезновения первых колонистов, и были обеспокоены тем, что у них мало оружия и боеприпасов. Кроме того, выяснилось, что почва на острове не такая уж и плодородная, запасов провизия почему-то оказалось маловато, да и со строительным инструментом тоже было напряженно.
Жизнь текла, однако, своим чередом, и в середине августа у губернатора появилась внучка. Родителями первой англичанки, родившейся на американском континенте, были один из советников губернатора Анания Дер и дочь губернатора Элеонора. Девочку же назвали Вирджинией в честь колонии, которой управлял ее дед. Это событие было шумно отпраздновано жителями колонии. Праздник праздником, а советники губернатора становились все более мрачными, так как им уже стало ясно, что колонистам предстоит очень трудная зимовка. Так как флагманский корабль все еще стоял на якоре, ожидая попутного ветра, то 12 советников губернатора приняли решение отправить Джона Уайта в Англию за недостающим продовольствием, оружием и инструментом, а если удастся, то и новыми колонистами. До наступления зим
Джона Уайта довольно долго уговаривали, и он, в конце концов, согласился отправиться в Англию, хотя и очень не хотел покидать свою дочь и внучку. Но, как бы там ни было, через тридцать шесть дней правления колонией ее губернатор покинул берег Вирджинии...
Прибыв в Англию, Джон Уайт принялся бурно организовывать новую экспедицию в Новый Свет, но страна жила уже совсем иными заботами. Все силы государства были брошены на подготовку к отражению "непобедимой армады", так что даже вдохновитель экспедиции на Роанок Уолтер Рэли не смог оказать Уайту никакой помощи. Уайт был в отчаянии, но не прекращал своих попыток организовать экспедицию.
К апрелю 1588 года ему все же удалось найти два судна и нагрузить их кое-какими припасами. Однако экипажи этих судов набирались в спешке, капитаны судов тоже не слишком интересовались делами колонии, так что не стоит удивляться тому, что вскоре после отправления в Вирджинию экспедиция стала отклоняться от курса. Команды судов больше волновали небольшие суда, с которых можно было кое-чем поживиться. Эту экспедицию вскоре ждало бесславное окончание, так как в пятидесяти милях на северо-восток от острова Мадейра она вступила в бой с двумя французскими военными кораблями. Англичан взяли на абордаж и ограбили дочиста, хорошо хоть не потопили. Пришлось возвращаться на родину так и не достигнув поставленной цели, и без добычи.
Англии тем временем хватало дел с испанцами, так что сэр Уолтер Рэли вернулся к делам колонии на острове Роанок только в начале 1590 года, но и то только косвенным образом. Экспедиция из трех судов под командованием шкипера Уоттса для отправки в Вест-Индию начала готовиться в марте 1590 года,.. но для колонии на борту экспедиции был только губернатор со слугой. Никаких припасов для колонистов не было погружено, а тем более не было и речи о новых поселенцев. Очевидно, что сэр Уолтер не очень верил в то, что кто-либо из колонистов выжил, но проверить это обстоятельство все же следовало.
Джон Уайт высадился на Роаноке через три года после отправления, а именно 15 августа 1590 года. Тщетно губернатор и матросы обыскивали весь остров. Они нашли только частокол, который окружал место бывшего поселения, остатки фортификационных укреплений и следы жизнедеятельности англичан. Однако все дома были снесены, а никаких остатков лодок или оружия не было найдено. Не нашли матросы и никаких останков или захоронений белых людей. Только на одном из деревьев была вырезана надпись Кротан , а при повторном обыске острова в одной из канав нашли пять сундуков с вещами губернатора, которые он оставил при своем поспешном отъезде с острова.
Многие вещи оказались безнадежно испорченными, однако для исследователей оказались бесценными сохранившиеся рисунки и картины, сделанные Уайтом. На этих рисунках он изображал индейцев, мужчин и женщин, вооружение воинов, украшения вождей и виды туземных поселений.
Ключ к поиску исчезнувших поселенцев могло дать слово Кротан, так тогда назывался остров Хаттерас. Уайт объяснил шкиперу экспедиции, что перед его отплытием с острова он условился со своими советниками об условных знаках в случае, если они будут вынуждены покинуть свое поселение. Рядом с надписью "Кротан" не было никакого знака бедствия. Поселенцы также выражали стремления переселиться с острова миль на тридцать вглубь страны. Так что надо срочно организовать поиски пропавших колонистов.
Но у шкипера Уоттса были другие указания. Он запретил Уайту проводить исследования и искать колонистов на других островах. Экспедиция повернула в Вест-Индию, а в октябре 1590 года вернулась в Англию. Поисками пропавших колонистов занимался уже не Джон Уайт, а совсем другие люди.
Позднее английские корабли неоднократно посещали остров Роанок и исследовали окрестные острова, а также земли на материке, но никаких следов поселенцев обнаружить не удалось. Потом для колонии в Новом Свете нашли место в районе Чесапикского залива, и поиски следов поселенцев временно прекратились. В конце XVII века поиски исчезнувших с острова Роанок поселенцев возобновились, но прошло слишком много времени, так что поиски оказались безрезультатными. Так родилась загадка исчезновения поселенцев с острова Роанок.
Существует огромное количество версий, пытающихся как-то прояснить эту историю, но ни одна из них не опирается на вещественные свидетельства, а потому и не может дать удовлетворительного объяснения случившемуся. Я предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, три из них, которые представляются мне более правдоподобными.
По первой из таких версий, поселенцы попытались перебраться в другое место. При отъезде Уайта с острова у поселенцев оставались пинасса и несколько лодок. Они могли погрузиться на эти плавсредства, но налетевший шторм всех потопил. Могло ли такое быть? Вполне!
Вторая версия склоняется к тому, что испанцы, узнавшие о поселении на острове Роанок, истребили всех поселенцев или вывезли их в свои колонии. Возможно. Но никаких следов карательной экспедиции на Роаноке не обнаружено, а вывоз 119 человек в другие колонии трудно было бы сохранить в строгой тайне. Хотя и здесь возможны варианты, объясняющие эту гипотезу.
Третья версия склоняется к тому, что часть поселенцев ассимилировала с местными племенами. Так историк Джон Лоусон в 1709 году общался с индейцами племени хаттерасов, которые одно время жили на острове Роанок, а потом часто посещали его. Эти индейцы утверждали, что некоторые из их предков были белыми людьми и читали Библию. У некоторых представителей племени были серые глаза, что у других индейцев практически не встречается. Некоторые имена индейцев напоминают имена английских поселенцев, а в их языке чувствуется влияние английского языка. Но это все косвенные признаки. Возможно, что поселенцы были вынуждены переселиться на материк, потом стали жить с индианками, приспособились к образу жизни индейцев и растворились в их массе, или наоборот, мужчины были истреблены индейцами, а женщин разобрали победители.
Все это может объяснить некоторые из наблюдавшихся фактов, но ни одна из версий так и не объясняет, куда же переехали англичане, и куда исчезли следы их нового поселения.