Солон, живший приблизительно в 640-559 гг. до Р.Х., был одним из наиболее почитаемых людей в древней Греции. Древние греки любили составлять списки семи величайших мудрецов (впрочем, у некоторых писателей их число возрастало иногда аж до 17 человек). Но во всех дошедших до нас списках неизменно фигурируют четыре имени: Фалес, Биант, Питтак и Солон. На оставшиеся три места (если семь мудрецов) претендовало до двух десятков человек.
Солон, сын Эксекестида, был из древнего и знатного рода. С молодости он посвятил себя торговле, для поддержания семейного состояния, и путешествиям, для приобретения опыта и знаний. Дело было в том, что его отец слегка поиздержался на благотворительности. Из его деяний первым упоминают вновь поднятый вопрос о Саламине в 604 г. до Р.Х. А дело было так. После поражения в войне с Мегарами из-за Саламина в Афинах был издан закон, который под страхом смертной казни запрещал гражданам предлагать вновь воевать за Саламин. В городе было много сторонников такой войны, но никто не решался преступить закон. Тогда Солон притворился сумасшедшим и в венке прибежал на городскую площадь, где было множество народа, и огласил свою знаменитую элегию о Саламине. Афинян больше всего воодушевили следующие стихи:
"Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну,
Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикин,
Чтобы за мною худая молва не летела:
Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец!"
[Фолегандр и Сикин, это два крошечных островка в Эгейском море. - Прим. Старого Ворчуна]
А в конце звучало:
"На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор".
Воодушевленные афиняне отменили постылый закон, собрали войско и отвоевали желанный остров. Правда, после войны Солону пришлось на третейском суде доказывать справедливость притязаний афинян на Саламин, что он с блеском и проделал.
Потом он убедил афинян воевать в защиту Дельфийского оракула, а позднее захватить Фракийский Херсонес. Эти деяния принесли ему большую славу и дали авторитет в городских делах. Ему даже предлагали стать тиранном и править по своему усмотрению, но Солон отказался от этого предложения.
Наибольшую славу Солон приобрел как законодатель. Его избрали архонтом в 594 г. до Р.Х., когда город был разделен на враждующие группировки и страдал от их столкновений. Многие слышали о законах Солона и думают, что он полностью перестроил государственную машину. Ничего подобного! Он, конечно, ввел много новых и изменил старых законов. Но там, где дело обстояло благополучно, или где можно было ожидать ожесточенного сопротивления граждан, он ничего не менял.
Первым делом он ввел закон, согласно которому были отменены существовавшие долги и запрещено впредь давать деньги под "залог тела" (т.е. запретил гражданам продавать себя в рабство), это была, так называемая, сисахтия. Были освобождены все закабаленные за долги граждане, а также выкуплены на государственный счет граждане, проданные заграницу. Существовавшие же земельные владения он не тронул. Впрочем, существует версия, что он просто отменил проценты с платежей и уменьшил сумму самих платежей, изменив стоимость денег. Но эта версия менее популярна. Вначале эта мера, сисахтия, не была популярна в городе, а, наоборот, вызвала лишь новое озлобление. Богатые горевали об утраченных долгах, а бедные негодовали из-за того, что он не произвел передела земли. Сам Солон из-за отмены долгов тоже потерял значительную сумму денег, так что его не могли обвинить в корысти.
Этим законом Солон хотел добиться, чтобы в государстве не было оч
Первым делом он отменил все законы Драконта из-за их жестокости, кроме закона об убийствах. Во-вторых, Солон ввел оценку имущества граждан и разделил их на четыре категории. Это было сделано для того, чтобы и бедные могли иметь доступ к государственным должностям, но высшие должности по-прежнему были оставлены за богатыми. Солон возвысил значение судов, членами которых могли быть все граждане, а также ему приписывают создание совета Ареопага, который должен был следить за делами в городе и охранять законы. Интересен и закон, по которому гражданин лишался своих прав, если во время междоусобиц, он не примыкал ни к какой партии. Солон также запретил дурно говорить об умерших (вот откуда этот обычай!), а также внес много изменений и дополнений в гражданское законодательство, на которых я не буду подробно останавливаться. Добавлю только, что Солон занимался исправлением календаря и ввел в Афинах лунный. Назову еще несколько любопытных законов, введенных Солоном: кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское имущество - также; кто празден, на того всякий желающий может подать в суд; опекун над сиротами не должен жениться на их матери; ближайший после сирот наследник не может быть опекуном и т.д.
После введения новых законов, к Солону стало обращаться множество народу с предложениями что-либо изменить или дополнить в законах. Решив, что всем сразу не угодить, Солон попросил разрешения у афинян покинуть город на 10 лет под тем предлогом, что ему, как владельцу корабля, надо много странствовать по свету и добывать себе средства к существованию. Он взял с граждан клятву, что законы изменяться не будут, и отбыл, надеясь, что за время его отсутствия, граждане привыкнут к его законам.
Солон много путешествовал, был на Кипре, в Киликии, в Египте, в Персии и т.д. Однако, когда он вернулся в родной город, то застал его опять разделенным на враждующие группы, каждая из которых стремилась захватить власть. Солон первым догадался о стремлении Писистрата к тираннии и всячески препятствовал его замыслам, хотя Писистрат и был его родственником со стороны матери. На народном собрании Солон предостерегал против замыслов Писистрата, но его уже не слушали. Тогда Солон сказал:
"Граждане афиняне! Иных из вас я умней, а иных из вас я храбрей. Умнее тех, кто не понимает Писистратова обмана, и храбрее тех, кто понимает его, но молчит".
Большинство совета, стоявшее за Писистрата, хотело объявить Солона сумасшедшим, на что он ответил:
"Точно ли я сумашедший, покажет недолгое время:
Выступит правда на свет, сколько ее ни таи".
После того, как Писистрат захватил власть, в городе начался переполох. Многие противники тиранна бежали. Советовали бежать и Солону, но он вышел на площадь и произнес знаменитые слова о том, что несколько дней назад было легче предотвратить тираннию, чем теперь искоренить ее, когда она уже возникла и выросла. Но его никто не слушал: сторонники тиранна из-за пренебрежения, а прочие - из страха.
О дальнейшей судьбе Солона сведения крайне противоречивы. Одни пишут, что он сразу же уехал из Афин, скитался, поселился на Кипре, где и умер. Другие пишут, что он остался в Афинах, и, несмотря на неприятие тираннии, помогал Писистрату советами в управлении государством. Мне эта версия кажется мало правдоподобной, так как Солон всю жизнь был ярым противником тираннии. Большая часть источников говорит о том, что труп Солона был сожжен на Кипре, а его пепел развеян на Саламине.