29 ноября 1947 года ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства и об интернационализации Иерусалима и его окрестностей. Англия отказалась участвовать в осуществлении этого плана и заявила о своем намерении вывести из Палестины свои вооруженные силы и гражданский персонал к 15 мая 1948 года. В Иерусалиме, который номинально продолжал находиться под британской властью, воцарилась анархия. Еврейский квартал Старого города оказался в изоляции, новый город был разделен на зоны, находившиеся или под еврейским, или под арабским контролем. Арабские экстремисты, получавшие поддержку от антисионистски и антиеврейски настроенных элементов в британской администрации и армии, развернули террористическую кампанию против еврейского населения города. Беспрерывные нападения арабов на еврейские автоколонны со снабжением, которые прибывали в Иерусалим по единственной дороге, связывавшей город с приморской равниной, привели к фактической блокаде еврейской части Иерусалима. Поскольку британские власти не предпринимали никаких практических мер для нормализации положения, Еврейское Агентство и Национальный комитет сформировали чрезвычайную комиссию. В ее обязанности входило обеспечение еврейского населения Иерусалима продовольствием, водой, топливом и электричеством. Во главе комитета встал еврейский комендант города Дов Иосеф.
В начале 1948 года террористическая деятельность арабов значительно усилилась: 1 февраля была взорвана типография "Палестайн пост" и серьезно повреждена поликлиника больницы Хадасса; 23 февраля во время взрыва на улице Бен-Иехуда в самом центре города погибло около 50 человек; 11 марта при взрыве во дворе здания Еврейского Агентства погибло 12 человек. В ответ на эти действия Эцел и Лехи произвели 9 апреля 1948 года совместную акцию против арабской деревни Дир-Ясин, расположенную на западной окраине Иерусалима и служившую арабам базой для нападения на близлежащие еврейские кварталы. В ходе вооруженного столкновения было убито 254 жителя деревни, что вызвало резкое осуждение части еврейской общественности. В качестве ответного удара 13 апреля арабы напали на автоколонну, которая следовала в университет и больницу Хадасса на горе Скопус, отделенные от других еврейских районов Иерусалима арабскими кварталами. 78 человек - врачей, медсестер и научных работников - были убиты. Находившиеся поблизости английские солдаты не только не помешали нападению, но и воспрепятствовали отряду Хаганы придти на помощь жертвам налета.
В центральной части Иерусалима улицы, разделявшие еврейские и арабские кварталы, превратились во фронтовые линии, вдоль которых были установлены проволочные заграждения и возведены укрепления. Оборону еврейских районов осуществляли отряды Хаганы, Эцела и Лехи; арабские районы контролировались арабской милицией.
В начале апреля 1948 года Хагана с боями доставила с запада страны бойцов, продовольствие и оружие в осажденный Иерусалим. Эта операция была первой крупной операцией Хаганы, направленной на освобождение главной дороги страны, ведущей к городу. В середине мая ударные отряды Хаганы приступили к следующей операции, целью которой был захват господствовавших над дорогой в Иерусалим высот. Однако опасение, что англичане передадут свои укрепленные позиции в городе арабам, заставило еврейское командование прекратить операцию и бросить все силы в Иерусалим. 14 мая 1948 года, накануне истечения срока британского мандата и провозглашения создания государства Израиль, британское мандатное правительство и его последние воинские части покинули Иерусалим. Еврейским вооруженным силам удалось занять освобожденные англичанами правительственные здания в центре города. Незадолго до этого Хагана завладела некоторыми арабскими кварталами нового города. Однако осада Иерусалима продолжалась еще два месяца, так как возвышенность Латрун, господствовавшая над дорогой из Тель-Авива в Иерусалим, не была взята еврейскими вооруженными силами. В конце мая был поврежден английский водовод, снабжавший Иерусалим водой из реки Яркон; городская электростанция перестала действовать из-за нехватки топлива. В тот период продовольствие, вода и топливо распределялись в городе по карточкам. Ввиду того, что еврейская часть города оказалась отрезанной от кладбища на Масличной горе, захоронения проводились во временных местах погребения. Была сооружена взлетно-посадочная полоса для легких самолетов, благодаря которым поддерживалось сообщение с другими частями страны. Население еврейского квартала Старого города (оно составляло тогда около 2 тысяч человек) находилось почти в герметической изоляции.
14 мая 1948 года была провозглашена Декларация независимости государства Израиль. Сразу после этого на территорию страны вторглись армии пяти арабских государств: Сирии, Ливана, Ирака, Трансиордании и Египта. Арабский легион - трансиорданское воинское формирование под командованием английских офицеров - блокировал Иерусалим с востока, севера и северо-запада. Его солдаты захватили еврейские населенные пункты Атарот и Неве-Яаков и осадили Еврейский квартал Старого города. Подразделения вооруженных сил Египта и Ирака подошли к юго-западным окраинам города. Западная, еврейская часть Иерусалима, а также гора Скопус подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу. Несмотря на то, что в ночь с 17 на 18 мая 1948 года еврейским частям удалось прорваться в Старый город, немногочисленные защитники Еврейского квартала, которые несли тяжелые потери в уличных боях с бойцами Арабского легиона, более не могли удерживать позиции. 28 мая Еврейский квартал капитулировал; раненые, женщины, дети и старики (всего около 1300 человек) были эвакуированы в западную часть города, а защитники квартала взяты в плен. 22 мая египетские войска совместно с Арабским легионом нанесли удар по киббуцу Рамат-Рахель на южной окраине Иерусалима, но эта атака была отбита немногочисленными еврейскими силами. На западных подступах к городу были отражены атаки Арабского легиона на киббуц Маале ха-Хамиша. Однако три попытки еврейских вооруженных сил занять Латрун закончились сокрушительным провалом, и связь с городом возобновилась лишь после того, как в труднейших условиях была проложена грунтовая дорога в обход Латруна (ее называли "Бирманская дорога"42.)
По условиям первого соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ООН 11 июня 1948 года, Восточный Иерусалим, включая весь Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а Западный Иерусалим - под контролем государства Израиль.
РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОРОД
В течение некоторого времени после прекращения огня положение Иерусалима оставалось неясным. Египетские войска продолжали угрожать городу со своих позиций в районе Бет-Лехема. В ходе десятидневных боев, вспыхнувших 9 июля 1948 года, после истечения срока соглашения о прекращении огня, еврейские силы прорвали линии обороны египетских войск на юге и овладели деревней Эйн-Керем к западу от Иерусалима. В ночь с 16 на 17 июля части Армии обороны Израиля и отряды Эцела ворвались в Старый город с двух сторон, однако были вынуждены его покинуть за несколько часов до вступления в силу второго соглашения о прекращении огня. В октябре 1948 года, в результате операции "Иоав", египетские части были отброшены со своих позиций, и угроза Иерусалиму
Между тем, город оставался разделенным на две части демаркационной линией, которая пересекала Иерусалим с севера на юг. Предложение посредника от ООН Фольке Бернадота43 демилитаризовать Иерусалим и целиком передать его под контроль Трансиордании было отвергнуто израильским правительством. Отношения между двумя частями города регулировались договоренностью, достигнутой 30 ноября 1948 года между командующим Арабским легионом в Иерусалиме Абдаллой Талем и главой израильских вооруженных сил в городе Моше Даяном. Эта договоренность стала частью общего соглашения о перемирии, заключенного между Израилем и Трансиорданией 3 апреля 1949 года. По условиям перемирия, иорданская сторона обязывалась обеспечить евреям свободный доступ к Западной стене, к кладбищу на Масличной горе и к университетскому кампусу и больнице Хадасса на горе Скопус. Ни одно из этих обязательств не было выполнено. Заняв в мае 1948 года восточную часть Иерусалима, Арабский легион разрушил Еврейский квартал Старого города, в том числе почти все синагоги, иешивы и здания общественно-благотворительных учреждений. Еврейское кладбище на склонах Масличной горы было осквернено, а могильные плиты использовались для строительства и мощения дорог. Гора Скопус оставалась под контролем Израиля, но проезд туда был разрешен только ограниченному числу израильских полицейских (на самом деле это были солдаты боевых частей Армии обороны Израиля, переодетые в полицейскую форму). Никакого другого сообщения между двумя частями города не было. Через единственный контрольно-пропускной пункт на севере города - так называемые "Ворота Мандельбаума" - могли проходить только представители ООН и иностранные дипломаты.
13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии захваченных арабскими силами территорий Палестины, включая Восточный Иерусалим. В апреле 1950 года Иерусалим был официально провозглашен "второй столицей" государства, которое получило название "Хашимитское королевство Иордания". Хотя Восточному Иерусалиму был присвоен статус административного центра, город несколько лет оставался без электричества и почти без водоснабжения извне. Однако постепенно началось развитие иорданской части Иерусалима. К северу от стен Старого города возник новый арабский жилой район с многочисленными отелями и магазинами. Вместо дорог на север и на юг от Иерусалима, проходивших через еврейскую часть города, были проложены объездные шоссе. Новая дорога, проходившая по территории еврейского кладбища на Масличной горе, связала город с Иерихоном.
Большая часть населения арабского Иерусалима была занята обслуживанием туристов и паломников.
Население еврейской части Иерусалима приняло участие в выборах 1949 года в кнесет первого созыва. Первые заседания кнесета состоялись в Иерусалиме в здании Еврейского Агентства, после чего заседания кнесета какое-то время происходили в Тель-Авиве. 10 декабря 1949 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой весь Иерусалим и его окрестности должны были быть переданы под международное управление. В ответ на это 13 декабря правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства и распорядилось о переводе кнесета и правительственных учреждений из Тель-Авива в Иерусалим. Трансиордания также отвергла резолюцию ООН от 10 декабря 1949 года, и в дальнейшем на нее ссылался только Ватикан и некоторые другие государства в своих выступлениях против Израиля.
В Западном Иерусалиме, после недолгого периода неопределенности и неуверенности в будущем, приведшего к значительному сокращению еврейского населения, начался процесс восстановления и развития города. Было налажено водо- и электроснабжение, возобновилось железнодорожное сообщение с прибрежной равниной, прокладывались новые шоссейные дороги, связывавшие Иерусалим с остальными районами Израиля.
В 1954-1958 годах были выстроены новые корпуса Еврейского университета в Гиват-Раме (архитекторы Д. Карми, Ц, Мельцер, 3. Рехтер, X. Pay и др.), а в 1952-1961 годах - новый медицинский центр Хадасса в районе деревни Эйн-Керем (архитектор И. Нейфельд). Эти здания должны были заменить отрезанные от еврейской части города кампус и медицинский центр Хадасса на горе Скопус. В 1951 году открыл свои двери первый современный концертный зал в Иерусалиме "Биньяней ха-Умма" - "Дворец наций" (архитектор 3. Рехтер). В 1958 году было построено здание Верховного раввината, а в 1962 году - здание Хибру Юнион Колледж (архитектор X. Pay), в котором разместились представительство Всемирного союза прогрессивного иудаизма и Институт библейской археологии, В конце 50-х годов началось строительство комплекса правительственных учреждений, и в 1966 году кнесет, заседавший до этого во временном помещении, перешел в новое здание (архитекторы И. Кларвайн, Д. Карми, Д. Гад). В 1967 году было закончено строительство национального Музея Израиля (архитекторы А. Мансфилд иД. Гад). На западной возвышенности, получившей название "Гора Герцля", было отведено место для общенационального мемориала. Сюда, по решению израильского правительства, в 1949 году перенесли останки Теодора Герцля44, а в 1964 году - останки Владимира Жаботинского. Гора Герцля стала местом захоронения государственных лидеров, а на ее северном склоне было заложено военное кладбище. В 1957 году к западу от Горы Герцля закончилось строительство мемориального комплекса Яд ва-Шем, посвященного памяти Катастрофы европейского еврейства (архитектор А. Элханани).
Наряду со строительством зданий государственного и общественного назначения в западной части города велость также интенсивное жилое и промышленное строительство. Городские кварталы и прилегающие к городу деревни, оставленные арабскими жителями во время боев, были значительно расширены и благоустроены. Бывшие арабские деревни Малха, Эйн-Керем, Дир-Ясин, кварталы Мусрара, Абу-Тор, Катамон, а также Немецкая колония были заселены евреями, главным образом репатриантами, прибывшими в страну в эти годы. Для нужд быстро развивающегося туризма в городе было возведено несколько крупных отелей. Расширение города шло в западном направлении, здесь началось строительство новых кварталов: Кирьят-Йовель (1954) и Кирьят-Менахем (1958). В юго-западной части города возникло десять новых кварталов, получивших общее название - Гонен.
В разделенном надвое Иерусалиме постоянное чувство напряженности стало привычной чертой жизни. Вдоль демаркационной линии тянулись массивные бетонные стены или проволочные заграждения, в приграничных укреплениях с обеих сторон постоянно находились вооруженные солдаты. Время от времени, часто без всякого повода, иорданские пограничники открывали со стен Старого города снайперский огонь по жителям еврейского Иерусалима. Иногда это заканчивалось многодневной перестрелкой. Вмешательство наблюдателей ООН, находившихся в Иерусалиме со времени перемирия 1949 года, не всегда приносило положительные результаты. Несмотря на значительное строительство и постепенный рост населения, вплоть до 1967 года Иерусалим оставался на периферии экономической и культурной жизни Израиля. Это было связано как с его приграничным положением, так и с тем, что многие страны мира не признавали Иерусалим столицей Израиля, а свои представительства разместили в Тель-Авиве.