Иван Кривушин
Остерман, Иван Андреевич (Генрих Иоганн Фридрих) (1686–1747), граф, российский государственный деятель и дипломат.
Родился в 1686 в Вестфалии (графство Марк) в семье лютеранского пастора. Учился в Иенском университете, однако не окончил курса. Уехал в Голландию.
В 1703 в Амстердаме познакомился с русским вице-адмиралом К.И.Крюйсом, по поручению Петра I вербовавшим для России «полезных и сведущих людей», и стал его личным секретарем. Оказавшись в России, перешел на государственную службу.
Замечен Петром I, который в 1707 определил его в собственную канцелярию. Владел латинским, французским, немецким, итальянским, голландским языками и прекрасно изучил русский. В 1708 был назначен переводчиком, а в 1710 – тайным секретарем Посольского приказа. В 1711 сопровождал Петра I в Прутском походе и участвовал в заключении Прутского мира. В 1713 вел переговоры с прусским королем Фридрихом Вильгельмом I, затем – со шведами. В качестве второго уполномоченного России (после Я.В.Брюса) сыграл видную роль на Аландском конгрессе 1718–1719, обсуждавшем условия русско-шведского мира. В 1720 назначен тайным советником Коллегии иностранных дел. В 1721 успешно провел переговоры со Швецией, добившись заключения Ништадтского мира, положившего конец Северной войне и давшего России выход к Балтийскому морю; удостоен титула барона. В 1723 участвовал в подготовке договора с Персией, по которому Россия получила юго-западное побережье Каспийского моря и выгодные условия для торговли. В том же году стал вице-президентом Коллегии иностранных дел, а в 1725 – вице-канцлером и действительным тайным советником.
При Екатерине I был близок к А.Д.Меншикову; фактически руководил внешними делами государства и оказывал влияние на внутреннюю политику. В 1726 вошел в состав Верховного Тайного Совета; занимал посты главного начальника почт и президента Коммерц-коллегии. Прилагал усилия для восстановления расшатанной в результате Северной войны экономики: был инициатором мер по облегчению налогового бремени, развития сети почтовых коммуникаций и торговли, возрождению пришедшего после смерти Петра I в упадок флота. В январе 1727 назначен обер-гофмейстером двора и воспитателем престолонаследника Петра Алексеевича (написал для него Начертания учения). После смерти Екатерины I сблизился с партией Долгоруких и сохранял свое влияние в течение всего царствования Петра II (1727–1730).
В 1730 при избрании на престол Анны Иоанновны активно поддерживал ее в борьбе с верховниками; возведен в графское достоинство; возглавил неофициальный секретариат императрицы. В 1731 стал одним из инициаторов создания
После смерти Анны Ивановны поддержал фельдмаршала Б.-Х.Миниха, свергнувшего регента Э.-И.Бирона; новая регентша Анна Леопольдовна, мать малолетнего императора Ивана Антоновича, назначила его генерал-адмиралом. После ее конфликта с Б.-Х.Минихом стал играть главную роль в государственном управлении. Безуспешно предостерегал Анну Леопольдовну об опасности, грозившей ей со стороны дочери Петра I Елизаветы. В результате государственного переворота 24–25 ноября (5–6 декабря) 1741 был арестован и предан суду. Обвиненный в попытках лишить прав на престол Елизавету Петровну и закрепить власть за потомством Анны Леопольдовны, был приговорен к колесованию, замененному отсечением головы. 18 (29) января 1742 был помилован на эшафоте и на следующий день отправлен в вечную ссылку в Березов (Тобольская провинция), где и скончался 20 мая (1 июня) 1747.
Реакция русского общества против немецкого засилья при Анне Ивановне сформировала сугубо негативный образ А.И.Остермана как беспринципного карьериста, двуличного и лживого, руководствовавшегося исключительно своей личной корыстью. Беспристрастный анализ источников позволяет, однако, увидеть в нем крупного государственного деятеля и выдающегося дипломата, продолжателя дела Петра Великого. На протяжении двадцати лет он руководил внешней политикой России, гибко и в то же время последовательно добиваясь укрепления ее авторитета и влияния на международной арене, в первую очередь на Балтике, в Польше и Черноморском регионе. Будучи ловким царедворцем и мастером интриги, А.И.Остерман отличался при этом крайней неподкупностью и никогда не жертвовал национальными интересами страны, ставшей его второй родиной.