История Франкского Королевства эпохи Меровингов
Варвары на службе Рима
"Мы убили тысячи франков!" Именно в III веке в военной песне римской армии впервые появляется имя "франки". Франки принадлежат к группе германских племен, живших по берегам Рейна и Мааса. Слово "франк" происходит от "фреккр" - храбрый, отважный. В конце III - начале IV века франки совершают набеги на территорию Римской империи, а именно на северо - восточную Галлию, и оседают там на положении союзников Рима. В IV веке некоторые их вожди занимают важные должности в администрации Римской империи и ее армии.
Начиная с 407 года франки, воспользовавшись ослаблением Империи, продвигаются к западу, расселяясь на свободных землях, не конфликтуя с местным галло-римским населением.
К 450 году франки распадаются на две большие группы: франки рипуарские, жившие у среднего Рейна между Триром и Кельном, откуда они доходят до долины Мозеля, и франки салические (приморские), жившие между Рейном и Шельдой, которые продвигаются к долине Соммы. Они создают многочисленные королевства, редко объединяющиеся в союзы. В 457 году появляется королевство Турне, королем которого является Хильдерик из рода Меровингов, отец Хлодвига.
Государственный переворот в Суассоне.
Как и его отец, Хлодвиг был воином, полководцем. Но если Хильдерик служил римлянам, то Хлодвиг с ними воевал. При его восшествии на престол в 482 году Западная Римская империя уже прекратила свое существование. Последним римским владением в Галлии был Суассон с прилегающими территориями. В 486 году Хлодвиг захватывает этот регион. Его завоевание больше походило на государственный переворот: могучий военачальник берет в свои руки гражданскую власть в одном из регионов бывшей империи. Святой Реми, архиепископ Реймский, шлет ему послание с поздравлениями. Со своей стороны Хлодвиг ведет тонкую политику с римской церковью, единственной стабильной административной структурой. После взятия Суассона он хочет вернуть церкви принадлежащую ей удивительной красоты чашу, которую его воины собираются разделить между собой в качестве трофея. Разгневавшись из-за нарушения прежнего порядка дележа добычи, один из воинов предпочел разрубить чашу.
В действительности, в то время, когда другие варварские короли исповедовали арианство, считавшееся ересью, Хлодвиг остается язычником, открытым проповеди Евангелия и возможному обращению в христианство, которое обеспечит ему поддержку церкви...
Крещение Хлодвига.
За десять лет Хлодвиг предпринимает завоевание последних владений Империи и пытается сохранить римские институты, доказавшие свою эффективность. Он продолжает захват территорий: достигает Луары, совершает набеги на Аквитанию, устанавливает отношения с бретонцами Арморика. Стремящийся к верховенству среди германских народов, свой самый главный удар Хлодвиг наносит в 491 году тюрингцам, а в 496 году поражение потерпели алеманны. В это же время он берет в жены племянницу бургундского короля Гундебада, католичку Клотильду, которая, несмотря на все усилия, не смогла обратить Хлодвига в христианскую веру.
Во время битвы под Толбьяком (ныне Цюльпих, около Кельна) с алеманнами (496 год) Хлодвиг дает обет обращения в христианство, если Господь дарует ему победу. Разгромив алеманнов, Хлодвиг следует наставлениям св. Реми. Его крещение торжественно празднуется в Реймсе в сочельник 498 года.
Крещение, превратившее франкского короля в поборника католицизма, обеспечивает ему поддержку церкви как в своем королевстве, так и в королевствах, подчиняющихся суверенам - арианам. Христианизация франков благоприятствует ассимиляции галло-римлян и варваров. С середины VI века слово "франк" означает любого подданного короля.
Завоевание Галлии.
В 500 году Хлодвиг, некоторое время будучи союзником бургундского короля Гудгизела, плененного своим братом Гундебадом, откликается на его призыв и идет на помощь. Правда, ему не удается освободить короля, и Хлодвиг вынужден отступить. В 505 году Хлодвиг оттесняет алеманнов за Рейн.
В 506 году Хлодвиг создает коалицию против вестготского короля Алариха II, владеющего четвертой частью юга-запада Галлии. В 507 году он разбивает армию Алариха в Вуйе, около Пуатье.
Теперь Хлодвиг владеет Аквитанией. Но наступление Теодориха, короля остготов, создает преграду на пути к Средиземному морю, а Лангедок по-прежнему принадлежит вестготскому королевству, захватившему Испанию.
Последние годы своего правления Хлодвиг занимается устранением соперников, а также своих родственников, и требует, чтобы рипуарские франки признали его власть. В 511 году глава королевства, простирающегося от Рейнской долины до Пиренеев, поселяется в Париже, который делает "резиденцией короля". В том же году он собирает в Орлеане первый национальный галльский собор, в котором участвовало тридцать два епископа. Он умирает в 511 году в церкви Святых Апостолов, которую он выстроил на месте погребения св. Женевьевы.
Военачальник, завоеватель, варвар, Хлодвиг упрочил свою власть тем, что при поддержке церкви сохранил римские структуры. Рассматривая королевство как свою собственность, он оставляет его своим четырем сыновьям. Последние разделяют государство на уделы, однако будут уважать прежние политические границы обширного королевства и близостью своих столиц продемонстрируют желание сохранить единство франкского королевства.
От Хлодвига до Дагобера.
На протяжении VI века франки под предводительством Меровингов продолжают завоевания, и около 535 года королевство, дв
Дагобер I - король франков.
Долгие годы междоусобиц ускорили обособление различных частей королевства: Нейстрия (Северо-Западная Галлия), Бургундия, Австразия (Восточная Франция) и Аквитания стали самостоятельными.
В 623 году Хлотарь II назначает своего сына Дагобера королем Австразии; тот обосновывается в Меце под покровительством епископа Арнуля и майордома (старший управитель королевского двора, в руках которого была сосредоточена значительная власть) Пипина Ланденского.
После смерти отца Дагобер захватывает Бургундию и Нейстрию, а его сводный брат Хариберт II, которому он отдал Аквитанию, пропадает без вести в 632 году. Дагобер становится, таким образом, единственным правителем империи франков. Однако он вынужден отдать королевство Австразию в пользу своего сына Сигиберта III (630 - 656 гг.). Дагобер водворяется в Нейстрии, колыбели франкского могущества, и вскоре ему удается заставить признать королевскую власть. Он устраняет угрозу с юга и в 637 году подчиняет короля бретонцев Юдикаэля. В долине по нижнему течению Рейна строятся оборонительные сооружения, защищающие от фризов (германская народность, родственная саксам), обращение которых произошло во времена епископа Утрехтского. Дагобер и его войско движутся прямо на восток от Рейна, и Германия (до Эльбы) входит в состав его королевства.
Заботясь о едином административном аппарате королевства, Дагобер объединяет вокруг себя сыновей аристократов из различных регионов. Последние, прежде чем вернуться в свою провинцию, занимают должности при дворе. Элуа, Дидье и Уэн исполняют также функции финансиста, казначея и референдария (служащий канцелярии) до того, как становятся епископами Нуайона, Каора и Руана. Наконец, Дагобер на месте, где св. Дени принял мученическую смерть за веру, строит аббатство, в котором и будет похоронен.
Королевская власть и вассалитет.
Королевская власть во Франкском государстве передается по наследству, и Меровинги осознают свой христианский долг по объединению страны, полагая, что королевство принадлежит им по праву завоевателей и является их частной собственностью.
На общественный строй в завоеванной франками Галлии большое влияние оказывает поздний Рим и утвердившаяся крупная частная собственность на землю франкского короля, его дружинников и приближенных. Правители, окружившие себя компетентными чиновниками, преимущественно людьми светскими, взимают прямой налог, пытаясь, правда безуспешно, менять его сумму. Во Франкском королевстве сохраняется деление на графства; граф, поставленный во главе этой основной территориальной единицы, осуществляет и военное руководство. Реальная власть в городах принадлежит церкви в лице епископов; будучи облеченными доверием представителей короля, они, тем не менее, время от времени возглавляют местные выступления, направленные против налогового гнета центральной власти.
Общество времен Меровингов крайне жестоко, долг мести (файда) распространяется на всех членов семьи жертвы и влечет за собой нескончаемые разборки. Хлодвиг, незадолго до кончины, велел записать судебные обычаи франков - так появилась "Салическая правда", предусматривающая штраф за самые разные правонарушения, вплоть до выкупа за убийство.
Несмотря на это, соперничество между сеньорами не прекращается. Эта ситуация, на всех уровнях общества, благоприятствует развитию системы личной зависимости одних феодалов от других и лежит в основе вассалитета. Короли, окруженные личной гвардией, являются суверенами, верховными сеньорами, от которых находятся в зависимости сеньоры и вассалы, вознаграждаемые ими землями и различного рода льготами.
Вассалы становятся все более требовательными, а правители, жалуя им свои земли, теряют реальную основу власти. Огромные богатства переходят в руки знати в обмен на ее верность.
Упадок династии Меровингов.
После рождения второго сына Дагоберу пришлось задуматься о разделе наследства. Когда в 639 году он умирает, Сигеберт III сохраняет за собой Австразию, в то время как Хлодвиг II получает Нейстрию и Бургундию. Последующие правления отмечены все возрастающим обособлением этих королевств. Короли-дети, правящие всего лишь по несколько лет, беспомощны при разрешении конфликтов между аристократами. Власть в королевствах принадлежит майордомам, которые стремятся к противоположным политическим целям - майордом Нейстрии является сторонником государственного единства, в то время как австразийский и бургундский майордомы являются выразителями интересов местной знати. Кульминационной точкой этого противостояния явилась беспощадная борьба между Эброином, майордомом Нейстрийским, и епископом Леже из Отена, главой бургундской знати, происходившая с 663 по 678 годы.
Последние меровингские короли получили прозвище "ленивых"; историки, основываясь на свидетельствах современников, рисуют картину, как биологически дегенерирующие короли-дети, без власти и без богатства, вынуждены прозябать в своих жалких владениях, ища средства к существованию.