В первой половине XIII века в южнорусских степях явились из Азии монголо-татарские орды. В начале XIII века знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингис-хан (великий хан), образовал огромное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря.
В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды явились в черноморских степях и угрожали кочевавшим здесь половцам. Половцы звали русских князей на помощь против страшного врага, говоря, что если татары сегодня возьмут Половецкую, то завтра возьмут Русскую землю. Появление новых неведомых врагов вызывало страх и недоумение на Руси. В 1223 г. русский летописец записал: "Того же лета явишася языцы (народы), их же никто же добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть, и что вара их". Южнорусские князья выступили на помощь половцам, но в битве на р. Калке союзное русско-половецкое войско потерпело полное поражение. Больше прежнего страх напал на русскую землю, но пришельцы после победы повернули назад и скрылись безвестно.
В 1227 г. Чингис-хан умер, разделил перед смертью свои огромные владения между своими сыновьями, но предоставил верховную власть одному из них, Удэгэю. Сын Чингисхана Джучи умер еще при жизни отца, и предназначенный "улус" (владения) был передан его сыну Батыю (Бату)2
. В 1236 г. Батый с огромной монголо-татарской ордой начал свои завоевательные походы. Он покорил волжско-камских болгар и разорил их столицу (Великий Булгар). В 1237 г. Батый подошел к пределам Рязанского княжества и послал своих послов к рязанским князьям, требуя от них признания его власти и платежа "десятины всем". Рязанские князья послали татарам гордый ответ: "Коли нас не будет, то все ваше". Но здесь сказались гибельные последствия удельной раздробленности и разобщенности русских князей и земель. Когда рязанские князья обратились к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодичу с просьбой о помощи, он их "не послуша, но хоте сам особь брань сотворити". И так все русские земли оказывали завоевателям отчаянное сопротивление "особь" и гибли поодиночке.
Завоевав и разгромив рязанские земли, татары вторглись в землю Суздальскую, взяли и сожгли стольный город Владимир. Затем та же участь постигла другие города Суздальской земли - Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь и другие - и "сотворися великое зло Суздальской земли, яко же зло не было ни от крещенья яко же бысть ныне". Татары прошли Суздальскую землю "все люди секуще яко траву", и не было ни города, ни деревни в Суздальской земле, "идеже не воеваша татарове". "Тогда же бе пополох зол по всей земли, и сами не видяху хто где бежить". Великий князь Юрий пытался остановить татарскую лавину, но в битве на реке Сити был разбит и пал в бою. В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, причем особенно ожесточенное сопротивление татарам оказал небольшой город Козельск, жители которого после взятия были истреблены до последнего человека. В 1239-1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, взял и разорил Чернигов, Переяславль южный и, наконец, древнюю столицу Руси, Киев.
После покорения Русских земель татарские отряды в 1241-1242 гг. произвели ряд вторжений в Венгрию, Польшу, Моравию и Силезию, но затем отступили. Волынь и Галиция остались крайними западными границами их владений. Закончив покорение русских земель, татары расположились на жительство в юго-восточно
Разгромленная и опустошенная Русская земля стала "улусом " татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него утверждение своих прав. В 1244 г. князья "со своими мужами" "поехаша в татары к Батыеве про свою отчину; Батый же почтив я честью достойною, и отпусти я, рассудив им, кождого в свою отчину, и приехаша с честью на свою землю". Относительно татарской "чести" мнения были различны, но власть русских князей над населением из земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на огромную внешнюю силу татарского "царя".
Титул и положение великого князя Владимирского также сохранилась под властью татар, но теперь, и великий князь Владимирский должен был получать утверждение, или назначение, от хана: хан давал "ярлык" на великое княжение кому хотел, иногда считаясь, иногда не считаясь со старшинством кандидата. В 1243 г. хан признал старейшим русским князем Ярослава Всеволодича, но в 1246 г. Ярослав умер во время своего пребывания в Орде. После него владимирский княжеский престол занимал его брат Святослав, а потом его сыновья Андрей и Александр Ярославичи.
Все население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжелой татарской данью. В 1257 г. из Орды "приехаша численици, исчетоша всю землю Суздальскую и Рязанскую и Муромскую, и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники, толико не чтоша игуменов, чернецов, попов, клирошан".
Сбор дани с русского населения был или поручен непосредственно татарским чиновникам, баскакам или данщикам, или отдавался на откуп бесерменским купцам, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани, вместе с поборами, притеснениями и насилиями сборщиков-откупщиков, очень скоро вызывало всеобщее возмущение в Суздальской земле, перешедшее в открытое восстание. Конечно, антитатарский мятеж русского населения должен был повлечь за собой жестокую кару, и великий князь Александр Ярославич поспешил "пойти в Орду ко цареви, дабы отмолил люди от беды". Ему действительно удалось, с большим трудом, вымолить у татарского хана прощенье мятежным городам, и это был его последний подвиг для России, - на возвратном пути из Орды он умер.
И после того русское население отдельных городов и областей неоднократно поднимало восстания против своих угнетателей. В 1327 г. произошел антитатарский мятеж в Твери, сопровождавшийся избиением многих татар. Конечно, подобные мятежи взывали затем появление карательных экспедиций и жестокую расправу с провинившимся населением. В первой половине XIV в. Татарские ханы нашли для себя более удобным и выгодным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновников и откупщиков и поручить его русским князьям.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru