Среди трех передовых стран Западной Европы классический вариант утверждения буржуазных отношений осуществлялся в Англии. Английская модель развития капитализма была самой быстрой, самой полной и, пожалуй, наиболее жестокой. Важную роль здесь сыграло то, что полем деятельности для английского капитализма был не только город, но и деревня. В других странах именно деревня – основной оплот феодализма и традиционализма – сдерживала переход к новому. В Англии же именно в деревне концентрировалась база для важнейшей в ХVI-ХVII в. отросли промышленности – сукноделия. Это была уникальная ситуация, которая дала свои плоды.
Во-первых, феодалы, реализуя свои права на землю и сгоняя с нее держателей-крестьян, создавали армию людей, которым оставалось одно-стать вольнонаемными рабочими. Это обеспечивало важнейшее условие для развития капитализма. Этому процессу способствовали и законы правительства, получившие название “кровавых”. Бродяг и нищих ждали суровые наказания; разорившихся крестьян можно было в принудительном порядке отправлять на предприятия, рабочий день на которых длился 14-16 часов в сутки. К середине ХVIII в. в Англии класс крестьянства, как мелких производителей исчез.
Во-вторых, часть дворянства Англии обуржуазивается и активно включается в предпринимательскую деятельность, создавая овцеводческие фермы. Они становятся пайщиками торговых компаний, создают свои мануфактуры, переходят к использованию в своих поместьях наемного труда. Дворянство принимает активное участие в заморской торговле и в создании колониальных поселений в Америке и в Индии.
И именно новое дворянство сыграет наиболее активную и ведущую роль в английской буржуазной революции середины ХVII в. (1640 г.). благодаря этой революции государственная структура уже во второй половине ХVII в. была кардинальным образом перестроена в интересах новой экономики. Правда, и до революции английские короли поощряли промышленность и торговлю, но их действия не всегда были последовательны и многое зависело от личности монарха.
Аграрная революция.
В начале ХVIII века европейская экономика, несмотря на начавшееся буржуазные преобразования, все еще носила аграрный характер. Во всех западно-европейских странах, за исключением Голландии, примерно 80% населения были заняты в сельском хозяйстве.
В ХVI-ХVIII в.в. для Европы была характерна очень низкая урожайность зерновых. В Европе регулярно вспыхивают эпидемии и голод из-за плохих урожаев и тяжелых налогов, постоянно возраставших в связи с непрерывными войнами.
Так, Франция пережила в ХVI в. – 13 голодных лет, в ХVII – 11 лет, в ХVIII –16, не считая локальных голодовок. Это были общенациональные бедствия.
В Венеции в ХVII в. огромное количество нищих умирало прямо на площадях.
Голод 1696-1697 г. в Финляндии следует рассматривать как самое жуткое событие европейской истории, тогда исчезла 1/3 ее населения.
Все эти события наряду с другими подвели вплотную к реконструкции сельского производства.
В ХVIII столетии в сельскохозяйственном производстве Западной Европы происходят столь значительные изменения, что историки называют их аграрной революцией, или переворот.
Переворот заключался в переходе к интенсивному земледелию, т.е. замене двух и трех полных севооборотов многопольными (травосеяние, плодосмены); рационализации сельского хозяйства (использование различных видов удобрений, дренаж и известкование почвы и т.д.); внедрение техники в сельское хозяйство. При двух и трех-полье ½ или 1/3 пахотной земли оставалась под паром (не засеивалась) в целях восстановления плодородия почвы. Чтобы увеличить объем производства стали применять такие севообороты, при которых земля не оставалась под паром.
Так называемый норфолкский севооборот в различных вариантах практиковался английскими фермерами (пшеница, турнепс, ячмень, клевер). В связи с великими географическими открытиями был освоен ряд новых полевых и огородных культур: тыква, подсолнечник, табак, помидоры и др.
Секрет новых севооборотов заключался в том, что зерновые чередовали с такими культурами, которые обогащали почву азотом, столь необходимым для ее плодородия: горохом, фасолью, клевером, репой. Культуры чередовали в определенной последовательности.
Применение многопольной системы было очень выгодно: расширялись посевные площади за счет сокращения пара, а значит, увеличивался объем сельхозпродукции. В ХVIII в. в сельхозпрактику Европы внедряются новые культуры: гречиха, кукурузу и картофель. Эти высокоурожайные культуры стали важнейшими продуктами питания для беднейших слоев населения.
В ХVIII в. в западной Европе продолжался кризис разложения феодальных земельных отношений. Наметились два варианта капиталистического развития деревни.
Первый вариант в классическом виде проявился в Англии. В результате огораживаний ХV-ХVII в.в. английское крестьянство лишилось земли, которая сосредоточилась в руках крупных помещиков-лендлордов. Лендлорды сдавали земли в аренду крупным капиталистическим фермерам, последние использовали труд наемных рабочих – сельских батраков. Другими словами. Капитализм в Англии развивался через крупное фермерское хозяйство.
Второй вариант развития капитализма в сельском хозяйстве характеризовался тем, что мелкое крестьянское хозяйство не исчезло, как в Англии, оно преобразовалось в капиталистическое. Здесь капитализм вырастал на основе мелкого крестьянского земледелия, в результате социально-экономической дифферентации (разделение на отдельные разнородные элементы). Происходила поляризация деревни: на одном полюсе концентрировалась зажиточная крестьянская верхушка, которая вела хозяйство по капиталистически, с использованием наемной рабочей силы и технических средств производства, на другом полюсе – малоземельные и безземельные крестьяне, которые не могли прокормиться со своего участка и вынуждены были наниматься на работу в качестве батраков. Этот вариант развития капитализма в сельском хозяйстве характерен для большей части территории Европы ХVIII в. (Германия, Финляндия, Италия).
Пром
Облик промышленности в ХVIII в. определяла мануфактура, хотя параллельно существовали городское средневековое ремесло и сельские промыслы. Наиболее распространенной формой мануфактуры в ХVII в. была рассеянная мануфактура.
Рассеянная мануфактура – это такой способ организации производства, когда мануфактурист – владелец капиталов – раздает сырье для последовательной переработки деревенским ремесленникам. Работниками рассеянной мануфактуры становились деревенские бедняки, которые имели какую-то собственность: дом и крохотный участок земли, но не могли обеспечить свою семью и себя и поэтому искали дополнительные источники существования. Получив сырье, например, шерсть-сырец, работник перерабатывал его в пряжу. Пряжу забирал мануфактурист и отдавал ее на переработку другому работнику, который превращал пряжу в ткань и т.д.
Мануфактурист объединял работников разных специальностей (часальщиков шерсти, прядильщиков, ткачей, красильщиков), получал в результате готовый продукт для продажи на рынке.
Рассеянная мануфактура “завоевала” многие отрасли: шерстяную, хлопчатобумажную, льняную. Производство предметов повседневного обихода: ножей, пуговиц, гребней, обуви, перчаток и т.д. – было сосредоточено также в рассеянной мануфактуре.
Из всех европейских стран наибольших успехов мануфактурное производство достигло в Англии, Германии, Франции. Самым отсталым в промышленном отношении регионом в ХVIII в. была Юго-Восточная Европа, находившаяся под гнетом Османской империи.
Промышленный переворот.
Так как мануфактура была основана на ручном труде, то к середине ХVIII в. она достигла предела своих возможностей и потенции ручного труда себя исчерпали. С 60-х годов ХVIII в. начинается революционная перестройка промышленности.
Родиной промышленного переворота стала Англия. В 60-х годах здесь открылась длительная полоса изобретений и широкого внедрения в производство технических усовершенствований и машин. Поток изобретений был столь мощным, что восхищенные современники назвали происходившие на их глазах процессы “промышленной революцией”.
Первые изобретения появились в шелкопрядной промышленности. В 1765 г. ремесленник Джеймс Харгривс создал механическую прялку, которая вытеснила веретено, т.к. при ее помощи одновременно можно было прясть несколько нитей. Это изобретение положило начало промышленному перевороту, потому что стало первым в истории человечества орудием труда, заменившим труд человеческих рук. Увеличилась производительность труда прядильщика. Эта прялка, приводимая в движение рукой, обеспечивала переход от ручной к машинной работе.
Изобретателем же настоящей прядильной машины считается Ричард Аркрайт, т.к. его механическая прялка приводилась в движение не рукой, а водяным двигателем. Аркрайт был и изобретателем и фабрикантом одновременно. В 1771 г. он построил на реке Деруэнт первую фабрику (современники называли фабрики мельницами).
В 1785 г. Э.Картрайт создал механический ткацкий станок. Постепенно совершенствуя его, он сумел создать машину, пригодную для выделки самых различных тканей. 20 таких машин было установлено на маленькой фабрике в Донкастере: “Ткацкую мельницу” приводили в движение при помощи конной тяги.
Рост и процветание х/б промышленности тормозило одно обстоятельство. Основным источником энергии для фабрик был водяной двигатель, работающий на силе речного потока. Фабрики приходилось строить только вблизи рек.
В 60-ые годы ХVIII в. молодой шотландец Джеймс Уатт, изготовитель научного оборудования университета г. Гладко, занялся изучением энергии пара. Паровые машины существовали и до Уатта, но были несовершенны и дорогостоящи. Джеймс Уатт работал над совершенствованием парового двигателя более 20-ти лет. И в 1784 году он запатентовал паровую машину, которая является родоначальницей современных паровых двигателей. Машина Уатта была эффективна и универсальна и считается самым выдающимся техническим изобретением промышленной революции. Впервые в истории человечество получило источник энергии невиданной силы. Он годился для любой отрасли промышленности. На его основе уже можно было изобретать любые машины и приспособления, облегчающие труд человека и повышающие производительность.
Предприниматели быстро оценили изобретение Уатта. Как писал один современник “…в Лондоне, Манчестере и Бирмингеме люди прямо-таки одержимы “мельницами”, приводимыми в движение паром”.
Из года в год число технических изобретений нарастало. Как в технической промышленности механическая прялка дала толчок появлению механического ткацкого станка, так и в других отраслях машина, заменившая одну ручную операцию, вызывала цепную реакцию изобретений для всего технологического цикла.
Об обилии технических изобретений говорят следующие цифры: за первую половину ХVIII в. в Англии было взято 199 патентов на изобретения, т.е. примерно по 4 патента на год. А в годы промышленного переворота только за одно десятилетие (1781-1790 г.) был взят 451 патент, т.е. 45 патентов в год.
Промышленный переворот в Англии завершился в середине ХIХ в. К тому времени все отрасли промышленности там были механизированы.
Вслед за Англией на путь промышленного переворота встали страны Запада: Франция, Германия, Австрия, Италия и другие, где промышленная революция развернулась в начале ХIХ в., в котором техника сделала невиданный шаг вперед.
Начав с простейших устройств она застигла власти над паром, газом, электричеством, подарила нам пароходы, локомотивы, телеграф, телефон, электроосвещение, гальванопластику, динамит и многое другое. Ей удалось перевернуть весь уклад жизни и быта людей.
В Европе развернулась промреволюция, т.е. переворот в области технологии и организации производства, который способствовал переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, формированию новых классов общества: буржуазии и пролетариата и нового уклада жизни.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru