РИМ не сразу сделался большим рабовладельческим государством. Первоначально Рим был небольшим городом в Италии, который ,в VI в. до нашей эры имел сношения только с соседними (племенами и городскими общинами Средней Италии. В условиях распадения племенного строя и образования классового общества в Риме первоначально сношения с соседними племенами и городами лежали «на плечах городского совета стариков, т. е. сената. Эта обязанность осталась за римским сенатом до конца существования республики (т. е. до 30 «г. до н. э.).В дальнейшем для ведения межплеменных переговоров были выделены жрецы, фециалы, в количестве 20 человек. Из среды этих жрецов выделялся старший жрец, «патер латратус», который обычно и возглавлял посольства к соседним племенам.
Отправляясь в посольство, жрецы совершали различные обряды, произносили магические слова, заклинания. Война объявлялась таким образом: римские жрецы являлись к границе соседнего государства, с которым Рим вступал «в конфликт, с дерновыми накладками на голове - символ территории - и громко «произносили проклятия по адресу своих врагов. Одновременно предъявлялись требования римской общины. Если на эти требования в течение 33 дней не поступал ответ, то жрецы снова отправлялись к границе и через нее бросали обожженный дротик. Этим определялся акт объявления войны. «При этом считалось, что если Рим не «нарушил договора с соседним городом, а, наоборот, нарушение шло от соседей, то боги будут «на стороне Рима и поддержат римское оружие» в IV-III вв. до н. э, когда установились сношенья уже с более дальними племенами, в Риме появились и настоящие послы. «Посол» отправлявшийся римским сенатом, назывался легатом, а посольство - легадией. Это латинское слово применяется у целого ряда современных наций и в настоящее время для обозначения посольства. Легация буквально означает посольство. Легаты - послы - обыкновенно сопровождались жезлоносцами; часто сенатом прикомандировывались к послам и ораторы.
Обыкновенно послы избирались из наиболее опытных членов римского сената. Им давались строгие инструкции, как действовать. Посол должен был поступать сообразно с достоинством римского народа.
О римских посольствах известно из сообщений греческих историков III-П вв. до н. э. Римские послы ездили и в Карфаген, и в Грецию, и во все эллинистические страны. И в эту эпоху обыкновенно римляне назначали послами лиц из знати, чаще всего лиц из состава сената. Внешних отличием посла теперь являлся золотой перстень-печатка для скрепления договоров. Этим самым послу давалось право заключать договоры от имени римского народа. Каждый римский посол направлялся за границу, сопровождаемый свитой. Возвратившись в Рим, посол обязан был отчитываться перед римским сенатом. В некоторых важных случаях послы отчитывались о своих переговорах также и перед народным собранием, но, по-видимому, это было очень редко.
В III-II вв. до н.э. в Риме выработался особый порядок приема посольств из других стран, в котором различались две линии поведения: прием посольств дружественных государств и встреча посольств, которые приезжали из враждебных государств для ведения мирных переговоров и заключения мира.
Посольства, дружественные Риму, принимались римлянами с большой торжественностью. Послам устраивали торжественные встречи еще за пределами города Рима, их помещали в одном из лучших домов в центре Рима. Послов тщательно обслуживали, оказывали им всяческое внимание, их приглашали принять участие в празднествах, в играх и, отпуская, давали богатые подарки, особенно в тех случаях, когда сами послы привозили в Рим дары.
Совершенно иным было отношение к посольствам, приезжавшим от враждебных государств. Эти посольства интернировались, их не допускали в черту города. Для этих послов имелся особый дом, дача за чертой города , изолированная, со всех сторон окруженная высоким забором. В этом изолированном помещении послов кормили и давали им все необходимое, но никуда за пределы двора выходить не разрешали. Принимал их сенат в особом храме за границей города Рима» в храме богини Беллоны - богини войны. Если переговоры кончались успешно и заключался мир, то последние дни пребывания послав для оформления договоров проходили уже в самом Риме, где им .разрешалось ходить куда угодно. Бели же мирные переговоры кончались неудачно, то послам давали жесткий срок, в течение которого они должны были покинуть либо территорию Рима, либо даже территорию Италии.
Пока враждебные послы находились на территории Римского государства, их охраняли; когда же они оказывались за его пределами, тогда послы лишались охраны, и Римское государство никакой гарантии их сохранности в дороге не давало.
Рим начал вести переговоры с иностранными городами довольно рано. В последний год правления Александра Македонского (323 г. до н. э.) к нему в Вавилон пришли разные послы, в том числе и от города Рима. Совершенно точно установлен факт ведения переговоров и заключения торговых договоров между Римом и Карфагеном. Первые договоры между ними относятся: одни к VI в. до к. э. и второй к IV в. до н. э. Это были договоры о мореплавании, о торговле, которые были заключены между римлянами и Карфагеном по вопросу о плавании римских кораблей к берегам Африки. Устанавливалось правило, что римские корабли могли посещать Карфагенский порт, но дальше вдоль побережья Африки плавать не могли. В одном из этих договоров говорилось о том, что корабли, занесенные бурей, обязаны были возвращаться в Италию в определенное время, не задерживаясь в Карфагенском порту.
Полностью Рим втянулся в международные отношения с элинистическими странами в течение III в. до н.э. В этот период римляне вступили б тесную связь с монархией Птолемеев. К этому же периоду относятся столкновения Рима с Карфагеном из-за Сицилии и проникновение Рима к берегам Адриатического моря. что привело, после захвата римлянами острова Коркиры (229 г. до н. э.), к конфликту с Македонией.
Постепенно Рим оказался в ряду средиземноморских эллинистических государств, которые находились в тесной связи между собой. Рим сделался дружественной державой по отношению к Египту и, наоборот, вступил в длительный, неоднократно переходивший в вооруженные столкновения, конфликт ^Македонией, которая, в свою очередь, в союзе с Селвкидами была в конфликте с державой Птолемеев.
В это время Рим вступил в ожесточенную борьбу с Карфагеном. Поэтому стремлением Карфагена стало установлние тесных дипломатических связей с Македонией, с Сеевкидами. По времени второй Пуничеокой войны (218- 01 тт. до н.э.) все Средиземноморье разбилось на два лагеря: в одном лагере - Рим, Птолемен, Родос, Пергам, в другом - Македонское царство, держава Селевкидов и Карфаген.
Период второй Прической войны являлся периодом напряженной дипломатической борьбы и переплетения интересов различных государств. Отмечая это, Полибий указывает, что: «Раньше... события на земле совершались как бы .разрозненно, ибо каждое из них имело свое особое .место, особые цели и конец, начиная же с этого времени история становится как бы одним целым; события Италии и Ливни переплетаются с азиатскими и эллинскими, и все сводится к одному концу».
Когда Ганнибал вторгся в Италию к, разбив римские войска при Каннах (216 г. до к. э.), угрожал самому Риму, он пытался закрепить военный успех дипломатическим путем и направил в Рим посла с нефтью открытия мирных переговоров. Но римский сенат решительно отверг всякую мысль о мире и Ганнибал был вынужден продолжать затягивавшуюся .войну. Поэтому дипломатия Карфагена делала большие усилия к тому, чтобы склонить на выступление против Рима также и Македонию.
Римский же сенат, как указывает Полибий, был озабочен не только военными действиями, - он все время посылал посольства в Сиракузы, Македонию» Грецию, Египет к царю Птолемею с целью не допустить выступления Македонии вместе с Карфагеном против Рима.
На первом этапе борьбы римляне, казалась, дипломатическую игру проиграли. Когда Ганнибал одержал победу при Каннах в 216 году, то хорально-политическое влияние этой победы оказалось столь велико, что молодой правитель Сиракуз и долго до этого колебавшийся македонский царь Филипп V, наконец, решились выступить против Рима. Сиракузы начали враждебные действия против Рима. Филипп отправил послов в лагерь к Ганнибалу, и после длительных переговоров между Ганнибалом, находившимся на юге Италик, и Македонией был заключен военный союз против Рима. Согласно этому договору обе страны обязались не заключать сепаратного мира с Римом. Кроме того, македонский царь выторговал для себя невмешательство Карфагена в дела Греции, которая признавалась сферой интересов только Македонии. За это было уговорено, что Италия станет районом интересов только Карфагена и Македония в италийские дела вмешиваться не будет.
Далее, оба союзника обязались совместно вести войну против Рима, и в дополнение к письменному договору македонский царь дал устное обещание карфагенским послам выступить против Рима в Италии, переправив свои войска из Македонии на Апеннинский полуостров.
Но в тот момент, когда договор Карфатеяа с Македонией против Рима сделался фактом,
В течение ряда лет военные действия Македонии против Рима ограничивались мелкими стычками с римскими кораблями. Самого же главного, чего боялись римляне - появления македонских войск в Италии, - так и не совершилось.
В течение 10 лет шла эта мелкая война {215-205 гг. до н. э.). Македония, занятая войной с Грецией, не сдвинулась с места, за .это же время Ганнибал был вынужден покинуть Италию. Когда же римляне разгромили Сиракузы, а Ганнибал был оттеснен римскими войсками »а юг Италии и римляне появились в самой Африке, то ценность македонско-карфагенского договора 215 г. была сведена на нет. Македонский царь, поняв бесперспективность продолжения дальнейшей борьбы, вступил с римлянами в мирные переговоры и, нарушая свое договорное обязательство перед Карфагеном, заключил с Римом мир (205 т. до н. э.). Римлянам это развязало рук«и, и они, со 'всей силой обрушившись на Карфаген, разгромили его в 202 г. и продиктовали ему мир. Через год с небольшим после этого они смогли свести счеты и с Филиппом V Македонским.
В 200 г. до в. э. римляне начинают войну против Филиппа V. Нападая на Филиппа, они мстили ему за союз с Ганнибалом, но не заявляли об этом открыто. Они сумели спровоцировать столкновение Филиппа с рядом мелких греческих государств» склонив на свою сторону пергамского царя, город Афины» остров Родос и ряд других греческих городов. После того как все эти города и государства стали жаловаться Риму на обиды со стороны Филиппа, римляне отправили к Филиппу требование - прекратить нападения на мелкие греческие государства, особенно на Афины. Филипп отказался. И только после этого отказа, демонстрировавшего захватническую политику македонского царя, римляне и вступают в Грецию как защитники мелких греческих государств, их свободы и независимости. Таким образом, благодаря ловкой дипломатической подготовке римляне выступили на войну против Филиппа V не как захватчики, а как государство, защищающее маленькие державы от нападения со стороны македонского хищника.
Но, в сущности, и Рим и Македония были одинаково агрессивными рабовладельческими государствами. Рим представлял собой объединение крупных италийских рабовладельцев, стремившихся поставить в зависимость от себя мелкие общины Греции. К тем же целям стремился и Филипп V Македонский. Однако римляне сумели внешне обставить дело таким образом, что перед всем греческим и эллинистическим миром Филипп выступил в качестве виновной стороны. Этим самым они политически изолировали Филиппа V.
Еще более сложную работу провели римляне в момент нападения на Филиппа V .при переговорах с селевкидоким царем Антиюхом III, который имел формальный союзный договор с Филиппом V. Когда римляне, разбив Карфаген, выступили против Македонии, то для них было важно» чтобы Селевкидская держава не поддержала Македонию,
Римский сенат послал Антиоху III трех послов, которые предложили царю гарантию Рима на удержание завоеванных им Сирии и Палестины, раньше принадлежавших союзнику Рима - Птолемеям. Именно для захвата владений Птолемеев в бассейне Эгейского моря и на восточном побережье Средиземного моря Македония и Селевкидская держава заключили в свое время союз. Македония должна была захватить ряд городов на островах Эгейского моря: Антиох получал. в сферу влияния Финикию и Палестину. С целью разъединения союзников римляне гарантировали Антиоху III его захваты. Они прекрасно знали, что все эллинистические цари постоянно враждуют друг с другом и что Антиох III видит в Македонии не только союзника, но и будущего соперника,
Поэтому римляне, предложив Антиоху подарок за счет Египта, желали лишь одного, - чтобы Антиох оставался нейтральным в войне, которая возникает между Римом и Македонией.
Антиох III, со своей стороны, заключая союз с Македонией, учитывал, что не следует слишком усиливать своего союзника, имея в виду последующие отношения. Поэтому он вошел на нарушение союзного договора, и, когда римляне накали на Македонию, Антиох III остался нейтральным и не вмешался в борьбу Рима с Македонией, несмотря на неоднократные просьбы Филиппа V о помощи.
Римляне разбили македонского царя в 197 году. Филипп V вынужден был очистить Грецию и согласиться на объявление греческих городов свободными. Он также был вынужден согласиться на выплату огромной контрибуции и да ограничение своей армии 5 тысячами человек.
Однако в этом пункте Филипп Македонский нашел средство обойти букву договора. В течение последующих лет он держал у себя на службе 5 тысяч воинов, но 4 тысячи человек каждый год отпускал и заменял их новыми. Таким образом впервые в истории появляется военный запас. Подобным приемом Филипп обманул римлян и постепенно подготовил достаточное количество обученных военному делу солдат, которые могли быть использованы македонским царем в случае возникновения новой войны с Римом.
Этот, принцип был впоследствии учтен некоторыми немецкими военными деятелями, после того как Пруссия была разбита Наполеоном в 1806-1807 гг. Таким образом не немцы, а Филипп Македонский изобрел военный запас. Немцы просто скопировали этот прием обхода военных статей договора, найдя его в исторических произведениях. Таким образом организация армии, когда в мирное время образуется обученный запас, а в военное время развертывается мобилизация призывников, впервые встречается еще в древней истории.
Но римляне не ограничились разгромом Македонии. Стремясь срочно закрепиться на Востоке, они вступили в борьбу и с державой Селевкидов. Едва римляне разгромили Филиппа V, они сталкиваются с Антиохом III. После разгрома Македонии Антиох стремился занять ряд позиций на северных берегах Эгейского моря, но положение в Греции изменилось. На словах римляне дали греческим городам свободу, они даже усилили Этолийский союз, но в важнейших греческих городах остались римские войска. Свободу Греции римляне понимали как свободу от Македонии, очищение от македонских гарнизонов и занятие этих местностей римскими войсками.
На словах греки получили свободу, на деле греки подпали, вместо македонского владычества, под более жестокое владычество римлян.
В этот момент опять перед римской дипломатией встала серьезнейшая задача. Нужно было не допустить вмешательства в войну, «а этот раз уже Македонии. Задача была тем более трудной, что Македония, только что разбитая Римом, была вынуждена вьполнять тяжелые условия мира.
Римляне отправляют в Македонию послом Тиберия Семпрония Гракха -отца знаменитых братьев Гракхов. Явившись к македонскому царю, он дал ему целый ряд обещаний и после переговоров с ним убедил царя, что последнему выгоднее остаться нейтральным и не вмешиваться в борьбу Антиоха Ш и римлян, что ослабление державы Селевкидов для него сейчас более выгодно, чем даже военная неудача Рима. Македонский царь решил, что для него складывается благоприятная обстановка, дающая ему возможность требовать пересмотра его мирного договора с римлянами. Фнлшш Македонский надеялся без войны вернуть многое из того, что он вынужден был уступить римлянам. Он не только согласился оставаться нейтральным, но даже пропустил через свою территорию римские войска и дал им продовольствие. Таким образом римляне смогли спокойно выступить против Антиоха в Греции и» на северных берегах Эгейского моря и нанести ему ряд ударов.
Не помогло Антиоху и то обстоятельство, что именно в это время к нему из Карфагена явился Гаянибал. Ганнибал пытался организовать против Рима союз из Карфагена, Македонии и державы Селенкидов с тем, чтобы разгромить своего противника. Но искусством римской дипломатии, работой Тиберия Семпроврия Гракха в Македонии были сорваны планы Ганнибала. В результате римляне боролись против Аятиохаодин-на-один, разбили его флот и разгромили сухопутную армию селевкидского царя при Магнезии в 190 г. дон. э.
После того как в 190 году Антиох был разбит и вынужден был отдать римским союзникам все свои малоазиатские владения, заплатить Риму огромную контрибуцию, римляне объявили македонскому царю Филиппу, что, собственно готворя, обещания Гракха, сделанные царю, являются лишь обе щаниями посла и что обстоятельства изменились таким образом, что римляне обещаний своего посла выполнить не могут. Македонский царь увидел, что он обманут, но уже было поздно: союзников у него не было, опереться было не на кого, - и Филипп вынужден был молчать и покорно выполз опять все требования, которые продолжал предъявлять ему римский сенат через своих послов.
Каков был основной девиз римской дипломатии? Основным правилом римской дипломатии являлось: «разделяй и властвуй». Римская дипломатия старалась не допускать объединения своих противников в союзы, всячески мешала созданию антиримских коалиций.